При царе ашоте багратуни даже пастухи были одеты в китайский шелк

При царе ашоте багратуни даже пастухи были одеты в китайский шелк

В первой половине 90-ых годов двадцатого века между свободной Республикой Армения и Китайской Народной Республикой были установлены дипломатические и соответственно другие связи и с того времени они без мельчайших неприятностей крепнут и развиваются. До того, все советские годы, были лишь эпизодические обоюдные культурные акции. В это же время Китай и Армения имеют опыт и практику тесных взаимоотношений как минимум в течении более 2000 лет.

Предлагаем последовательность интересных и неизвестных фактов и широкой общественности сведений об армяно-китайских связях. Выясняется, отыскать в памяти имеется что.

* * *

В 1921 г. в Харбине бывшая актриса из Тифлиса поставила пьесу Сундукяна “Пепо” на армянском языке. До Второй мировой около 600 армян жили в Шанхае. Действовали общество “Армянский дом”, “Альянс армянской молодежи”.

Обладателем стадиона города был Айк Асатрян. Армяне жили кроме этого в Мукдене, Чанчуне, Дайрене, Тяньцзине, Цин дао, Тенчане, Райлине. По большей части это были торговцы, доктора, юристы, ремесленники. Армянские колонии Китая пострадали на протяжении Второй мировой, т.к. японские завоеватели вычисляли их неприятелями и сажали в концлагеря.

По приказу японцев русский и армяне имели на собственных рукавах букву “Т” как ненадежные граждане. Согласно данным 1951 г., в Китае жили 125 армянских семей. В 1950-е годы, по окончании провозглашения КНР, китайские армяне по большей части эмигрировали в Соединенных Штатах и Австралию.

* * *

В первой половине XX века в Китае появились деятели-армяне различных государств: балерина Тамара Туманова, певица Карине Псакян-Вус и ее сын Владимир Вус, владелица армяно-китайского ресторана в Сан-Франциско Армин Бали и ее сын автор Армен Балян (США), поэт Анджей Мандалян (Польша). В то время, когда в 1918 году была провозглашена свободная Армения, китайский уроженец армении Карапет Аспетян завещал собственные дома Армении, а китайские армяне внесли предложение отправить сто тысяч китайцев в Армению в качестве рабочей силы.

* * *

В 50-е годы XIX века в Китае известность и большое признание имел филиал действующей в Индии армянской компании “Восточного обеспечения” и его торговые дома в Кантоне, Шанхайе, других городах и Гонконге. Самой известной армянской торговой фирмой в десятнадцатом веке была компания С.Абгаряна, торговые операции которой имели интернациональные масштабы. Личные суда армянской компании плыли до английских островов, посещая по пути многие портовые города Азии, Африки, Европы.

В первой половине XX века в Харбине жили пара сот армян, преимущественно из Сюника и Карабаха. Община была весьма активной. Начальником здравоохранения в Харбине был Степан Мугдецян, обладателем сахарного и хлебного фабрик являлся Геворг Абгар.

* * *

Самым выдающимся китайским армянином был Ованес Казарян, что известен как Джон Лассар. Он прославился собственной просветительской деятельностью. Он появился в 1778 г. в Макао в семье торговца и с раннего возраста показал громадные свойства к китайскому языку.

В 10-летнем возрасте его послали в Кантон, где он семь лет изучал китайский и европейские языки. После этого он учительствовал в Кантоне, занимался переводами, в один момент являлся писарем в португальской миссии. В 1805 г. по просьбе миссионеров Сиранпура О.Казарян приступает к переводу Библии с английского на китайский язык.

Экспертами-китаеведами его перевод считается лучшим китайским переводом Библии.

* * *

В древних китайских преданиях говорится, что племя Чжоу (светловолосые и голубоглазые) доходы с Запада в Китай в двенадцатом веке до н.э., жили в западной части Китая около 500-600 лет, а после этого двинулись на восток, смешиваясь с местным племенем Шань. В преданиях Чжоу сообщено, что Чжоу и Шань имеют одну неспециализированную маму. Легенда гласит, что Чжоу привезли с собой новую религию, где главное место занимали законы неба.

Два древних народа — китайцы и армяне — знали друг-друга еще с старейших времен.

* * *

В исторических источниках сохранились точные сведения о том, что еще до нэ армяне в торговых целях довольно часто отправлялись в Китай и вывозили оттуда шелк и другие китайские товары. Отдельные исследователи говорят о установлении армяно-китайских взаимоотношений уже в четвертом веке до н.э. В 160-е годы до н.э. добравшиеся до Китая армянские торговцы привозили и реализовывали в Армении шелк и другие разнообразные товары.

По одному из свидетельств Г.Веллеса, во II веке н.э. армяне продолжали по торговым делам деятельно посещать Китай. Они не только привозили товары в Армению, но и заключали торговые сделки с армянскими торговцами, обосновавшимися в Китае.

* * *

На протяжении императора Ву Ти семейства Хан (140-80 г. до н.э.) показались армянские торговцы, каковые торговали шелком, полудрагоценным камнем другими товарами и жадеитом. Британский историк Г.Дж.Уэльс, ссылаясь на китайские источники, показывает, что армяне поменяли жадеит на золото Рима и Армении. Роль армян заметна в китайской торговле XVI-XVIII вв., каковые имели заводы и собственные суда.

О деятельности армянских купцов в Китае упомянул кроме того Иммануил Кант.

* * *

В известном римском милевом камне “Milliarum auraum”, что был составлен в I-II вв. н.э., отмечен данный торговый путь, идущий из Китая и проходящий через Арташат (город в Армении). Данный торговый путь содействовал превращению Арташата в крупный город и богатый. В I-II вв. среди товаров, вывозимых из Китая в Армению, первое место занималишелка. Среди товаров, вывозимых из Армении в Китай, по свидетельству древних источников, главное место занимали лекарственные средства.

Много вывозились в Китай кроме этого армянские растительные и минеральные краски, в особенности известный “вордан кармир” (кошениль), которым окрашивались лучшие сорта китайского и индийского шелка. Караванными дорогами в Армению достигли различные китайские изделия, а также вышитые серебряными и золотыми нитями. А в девятом веке, при армянском царе Ашоте Багратуни, кроме того пастухи были одеты в шелковые накидки.

* * *

Армянский историк V века Мовсес Хоренаци в собственном труде “История Армении” говорит о стране ченов: “…Изумительна и сама страна, украшенная обилием всяческих плодов и красивыми растениями; она богата шафраном и полна павлинами, щедра шелками и изобилует разными чудищами и (дикими) козами, и (животными), именуемыми ишайцям. Отечественные изысканные блюда, дешёвые только для немногих, — фазаны, лебеди и тому подобное, считаются в том месте общедоступной пищей.

Говорят, в том месте не знают счета жемчугам и крупным алмазам. А отечественные одежда и торжественные наряды избранных являются одеянием для всех”.

* * *

века и Учёный Анания Ширакаци в “Ашхарацуйце” (География) приводит весьма увлекательное описание Китая: “Тридцать седьмой страной неспециализированной Азии есть Сюникия, другими словами Китай. Находится восточнее Скифии. Граничит: на западе со Скифией, на северо-востоке с незнакомой страной, а на юге с страной и Индией Синайцев.

Китай является низменностью , где живут двадцать девять народов… (В Китае) имеется шесть гор. Тут имеются корица, разновидность ладана, сукон и кассия, приобретаемые с горы Кассия, и скификон (драгоценный камень)…” Потом Ширакаци, перечисляя последовательность животных, растений и птиц Китая, отмечает кроме этого, что в стране имеется большое количество шелка, самого добротного в мире, и потому многие заняты ремеслом ткача.

* * *

Армянский создатель XIII-XIV вв. Хетум в собственном труде “Антология истории восточных государств”, написанном на французском языке, писал, что “…китайцы весьма находчивые. Так много разнообразных и прекрасных вещей имеется у них в стране и такие изысканные, что вряд-ли что-нибудь сравнится с ними”.

Второй армянский создатель той же эры — Антон из Султание — путешествовал по Китаю и написал следующее: “Эта империя Китай хорошо заселена, имеется большое количество громадных городов, больше, чем Париж либо Флоренция… Имеется прекрасные хорошие пастбища и луга, и душистые растения. Во всей империи имеется воды и большие реки”. Антон первенствовал , кто вместе с Марко Поло и Одерико из Порденона привез из Китая секреты шелководства, производства пушек, мореплавания с магнитом и издания книг.

* * *

Первые армянские колонии Китая появились в начале XIII века по окончании первого похода монголов в Армению. Первый француз, дошедший до Китая, — епископ Жан д’Монд Ювинион, в 1294 г. встретил армянскую общину, которая оказала ему содействие. По окончании приезда Ювиниона армяне выстроили одну прекрасную церковь, как утверждает исследователь вопроса д’Кастелло.

Итальянский епископ Андреа Перуджинский, которых в 1307 году отправился в Китай, упоминает о громадной и прекрасной церкви в Кантоне, выстроенной весьма богатой армянкой по имени Тангар. Не считая церкви, она выстроила отдельный дом для церковного священника, дом для гостей, и позаботилась о заработной священников. Факт строительства церкви — неоспоримое подтверждение наличия на юге Китая армянской колонии в начале XIV века.

* * *

Из переписи францисканских епископов как мы знаем, что в первой половине 60-ых годов тринадцтаго века в Ян-Балыке (Пекине) жили армяне. В переписке францисканских епископов Перегрино де Ясфелло и Одорико Пордено сохранились занимательные сведения об армянской общине города Цзянь-чжоу в начале XIV века. По этим сведениям, армяне прибыли в Цзянь-чжоу вместе с индийскими и арабскими торговцами (по всей видимости, морским методом).

Обосновавшись тут, они развернули активную торговую деятельность, начиная с прибрежных городов Индии до китайского порта Фукбэн.

* * *

Сведения об армяно-китайских отношениях в шестанадцатом веке находятся в произведениях армянского католикоса Григориса Ахтамарци, известного песнопевца средневековья. В стихотворении “Песнь об Аствацатуре из Хатая” Г.Ахтамарци говорит о путешествии торговца Мхитара Багишеци в Китай, в страну “Чинумачина”.

* * *

Католический священник Бенедикто Госье в отыскивании португальского миссионера отца Матвея, проповедующего в Китае, в 1602 г. прибывает в Кабул. Тут, по всей видимости, по совету местной католической миссии, Госье берет проводника “армянина Исаака”, прекрасно обладающего китайским. Отправившись в 1604 г. из Кабула совместно со своим переводчиком-проводником, Госье, через города на данный момент — Куча — Карайшахр — Турфан — Гами, достигает китайского города Сучжоу, претерпев на пути большое количество приключений и трудностей.

Не выдержав трудности пути, Госье умирает. “Уроженец армении Исаак”, забрав с собой бумаги, записи и индивидуальные вещи Госье, продолжает путь, достигает столицы Китая Пекина, находит тут католических проповедников и передает все это им.

Благодаря рассказам Исаака практически в первый раз уточняется одно старое географическое недоразумение. Дело в том, что до 20-х годов XVII века в Европе не знали, что Восточная страна Хата либо Хатай и имеется Китай, а ее столица Ян-Пекин и Балык — одинаковый город. Большой интерес воображает и тот факт, что Госье и Исаак для безопасности пробрались в Китай в одежде армянских купцов.

Данный факт говорит о том, что визита армян были так привычным явлением для местных жителей и армяне заслужили такое хорошее имя, что переодевание под армянских купцов обеспечивало чужеземцам успех.

* * *

В 1757-1759 гг. патриарх Акоп Палян составил объемистую книгу “Ашхарацуйц”. Семнадцать глав пятой части книги посвящены Китаю. Кроме чисто географических понятий, создатель посвятил отдельные разделы китайской науке, мастерству, философии, производству шелка, фаянса и многим вторым вопросам. В конце XVIII века типографии Мхитарянов в Вене и Венеции одну за второй производят последовательность любопытных книг гражданского содержания с разделами, посвященными Китаю.

Помимо этого, в 1788 г. Мхитаряны с далека “Историю Чингиз хана”, в которой пара разделов практически посвящены истории средневекового Китая. А до этого, в 1783 г. в Триесте была опубликована книга “Исторические сведения о Китайской империи”. Бессчётные обращения участника армянской конгрегации церковников Мхитаристов Г.Инчичяна в начале XIX века к теме Китая без сомнений были обусловлены рассказами посещающих эту страну либо живущих в том месте армян.

Инчичян пишет: “Чинумачин — единое широкое государство, единый закон и единый язык. Ум их предков целиком и полностью занимала мысль о том, что человеку в первую очередь нужно мир и спокойствие… Они устранили всякие обстоятельства войн. Отказавшись от войн, китайцы владеют таким влиянием, которое не имеют европейцы…”

* * *

Известны бессчётные факты, в то время, когда чужестранцы переодевались в национальные армянские одежды, забирали армянских переводчиков либо проводников, прекрасно опытных дорогу, традиции и быт народов для проникновения в Индию, Эфиопию и многие другие страны. В записях Госье 1602-1605 гг. много раз видятся имена армян, принимавших деятельное участие в организации торговых караванов между Афганистаном и Индией. Армянские торговцы Китая пользовались равными правами с британцами.

Кроме того европейцы, путешествующие в Китае в семнадцатом веке, для безопасности одевали армянскую одежду.

* * *

В Макао, Кантоне, Шанхайе имелись армянские торговые колонии, в распоряжении которых были суда под армянскими знамёнами. Кстати, как армянская одежда на суше, так и армянский флаг (ягненок, держащий крест) на воде являлся своеобразной гарантией безопасности в портах других стран и Китая. Британский исследователь Г.Морзе говорит, что в 1722 г. среди действующих в Кантоне европейских и зарубежных торговцев были один британец, один датчанин и приблизительно тридцать армян.

Но в конце XVIII века армяне, в особенности торговцы, начали подвергаться грабежу и гонениям со стороны прибывших и обосновавшихся в том месте британцев.

* * *

С XVII века в Китае основались новые группы армянских переселенцев преимущественно из Индии. Армяне жили в Кантоне (30 семей), Шанхае, Макао, Чуаншайе, Сингапуре и Гонконге.

Академик Г.Ачарян, связывая второй этап развития армянских колоний Китая с армянскими колониями Индии, подчеркивал, что в XVII-XVIII вв. армяне, пользуясь покровительством властей Китая и симпатией китайского населения, достигли громадного положения в разных районах страны. “Китай постоянно держал собственные двери закрытыми перед чужестранцами, в особенности христианами. Но уроженец армении был исключением и пользовался безотносительной свободой. Армянский торговец был столь привычным явлением в Китае, что в целях выезда и свободного въезда из страны иезуитские проповедники переодевались армянскими торговцами”.

* * *

До нас дошел последовательность любопытных документов, относящихся к концу XVIII века, о живущих в Китае армянах. Это докладные о завещаниях нескольких армян. Один из них, выходец из Гандзака и живущий в Кантоне М.Касапян, завещал большую сумму родной Армении. В другом документе говорится об О.Матевосяне, завещавшем армянам Новой Джульфы 80 тысяч рупий.

В документах упоминаются суммы, завещанные Отчизне еще несколькими армянами.

* * *

В армянских сказках, преданиях Китай упоминается как страна Ченов, Чинумачин, Чинистан, Чин ев Мачин, Джинумаджин, а китайцы — ченазн, азг чинац либо азг синеацвоц. Армянское слово “чнашхарик” (сверхкрасивый) дословно свидетельствует “из китайской страны”. А иероглифы, обозначающие слово Армения (Ямения), означают “прекрасная монахиня Азии”.

В армянском народном эпосе “Сасна црер” Давида Сасунского убивает “женщина с китайскими глазами” — ее личная дочь от Чмшкик Султан, которая имела возможность бы быть китаянкой. В эпосе царь Китая есть неприятелем основной героини Хандут. Кстати, глаза Хандут сравниваются с китайской чашей, что говорит о наличии китайских товаров в Армении.

Были определенные связи между средневековой армянской и живописью Китая.

* * *

В миниатюрах Киликийской школы имеется изображения китайских драконов, а в Васпураканской живописи видятся изображения китайских предметов. В романе Раффи “Самвел” главный герой изображается с китайской наружностью. Кроме этого приводится описание необычного народа, живущего в Армении: “У берегов Арацани жил кроме этого второй народ, что прибыл ко мне из берегов Хонаго, и желтолицый синаец, взяв армянское лицо, обрабатывал армянскую почву”.

Еркрамас.

Случайная запись:

Александр Федоров: Может всю жизнь \


Статьи по теме: