Прикосновение греха — идеальный подарок всем непримиримым противникам китайской модели развития

Прикосновение греха — идеальный подарок всем непримиримым противникам китайской модели развития

Итак, Столичный кинофестиваль начнется лишь на следующий день, а нам, званым да избранным, уже два дня вовсю кажут кины.

Прекрасная, стилистически и сюжетно безукоризненная картина «Прикосновение греха»  одного из основных режиссеров сегодняшнего Китая Цзя Чжанкэ, только что взявшего в Каннах приз за лучший сценарий,    —     совершенный презент всем ярым противникам китайской модели развития.  Четыре новеллы о китайцах, живущих в различных уголках современной коммунистической Поднебесной и по различным обстоятельствам забравших в руки оружие.  Во всех четырех случаях осуждать убийц никому не приходит в голову, ловушка содержится в абсолютном и сопереживании и искреннем сочувствии людям, выбравшим принуждение как единственно вероятный метод противостоять действительности, пронизанной и пропитанной этим самым насилием.

В левой среде дискуссия о природе и характере социального строя в этом Народном Китае   —  одна из самых острых и болезненных.  Очень распространена точка зрения об имитационном характере китайского социализма, о вывеске, увенчивающей наибольшую в мире капиталистическую совокупность, причудливо сочетающую элементы империалистической, индустриальной и постиндустриальной экономики с рудиментами феодализма.

 Большая часть левых говорит о ожесточённых, квазифеодальных формах эксплуатации и архаичной политической надстройке.  Разделяющим подобную точку зрения  (товарищи из РотФронта и Левого Фронта, не пропустите!)  фильм Чжанкэ ляжет бальзамом на израненные души.

Современный Китай, нарисованный Чжанкэ    —   огромная, бездушная машина подавления, перемалывающая и выплёвывающая миллионы людей;  с одной стороны    —   территория целого экологического бедствия,  дымная промзона, составленная из заваливающихся шахт и архаичных нечистых фабрик примера кроме того не 50-х, а 30-х годов 20 столетия, депрессивная территория, застывшая без какого-либо намека на развитие, населенная холопами и современными феодалами, иначе   —     блеск режущего глаз достатка, нажитого неправедным методом дичайшей эксплуатации безмолвных рабов, фантастические состояния, сделанные на воровстве и прихватизации народного хороша китайскими нуворишами, индивидуальные самолеты и в полной мере себе легальные бордели, где малолетние  девушки легкого поведения обслуживают клиентов под звуки «Священной войны»  (сцена, выворачивающая душу наизнанку любому обычному человеку:)).

Чжанкэ отнюдь не пытается к обобщениям, чётко географически детерминируя происходящее, лента перегружена топонимами   —    юноша-иммигрант родом из Чуцина, скитаясь по стране, уезжает сперва в Шанься, позже на доходы в Нью-Йорк, оттуда возвращается в Китай, и чтобы живым и невредимым добраться до Гуаньчжоу, должен валить из огнестрела бессчётных попутчиков, угрожающих его жизни и здоровью, а заодно садиста-крестьянина, в припадке беспричинной гневе забивающего насмерть лошадь, а заодно….  Вся страна переполнена агрессией, жестокостью, насилием, везде царит право сильного.  Возможность приподняться над вторыми на ступенях социальной лестницы порождает достаток, новые китайцы  —   это староста поселка, появлявшийся чуть оборотистее и чуть бессовестней остальных односельчан,  управляющий шахтой, отправившийся по трупам и превратившийся из наемного администратора во обладателя-мироеда…  Разительный контраст между большими мегаполисами, футуристическими городами будущего с хай-теком и гламурным блеском высшего света и отсталой глубинкой с преобладанием ручного труда и дикими архаичными социальными отношениями, где любого калибра глава в праве избивать рабочего, а за убийство возможно откупиться по жёсткой таксе…

Чжанкэ с печалью показывает безмолвную, конформную массу, не просто  принимающую людоедские законы судьбы как должное, но и во многом их порождающую.  Его храбрец   —    шахтер Дахай, в одиночку выступивший против социальной  несправедливости, обличающий вороватого старосту, забронзовевшего партийного бонзу, приспособленца-бухгалтера, закрывающего их махинации, взяточника — и милиционера садиста, в глазах коллег и соседей не мятежник-одиночка, желающий сделать их жизнь лучше и честнее, а склочник, сутяжник, человек со странностями…  Мечта Дахая    —    собрать деньги на билет до Пекина, прийти в ЦК и сорвать покровы с подлецов, мешающих постройке китайского социализма.

Ну либо хотя бы написать в Пекин письмо. Лишь дабы прочли и отреагировали, дабы вернули справедливость.  Нужно ли сказать, что приобрести ружьё и начать расстреливать перерожденцев и негодяев в итоге оказывается значительно несложнее, надёжней и действеннее, чем достучаться до Пекина?…   Дахай   —   современный китайский Робин Гуд, вершащий народное правосудие, в чистом виде «приморский партизан» по ту сторону границы,  и реальность не оставляет ему выбора, подсказывая единственно верное и единственно вероятное ответ…  Историкам, занимающимся народовольцами и всем, любящим порассуждать о природе личного террора, к просмотру в обязательном порядке.

Я, грешным делом, сделала вывод, что Чжанкэ  снимает  собственные киноразоблачения, эмигрировав в Штаты либо в Японию, потому, что сакраментальное «из-за бугра плюёте?…»   —  первое, что приходит в голову, а реакцию официального Китая на подобное кино мне лично предположить было тяжело:)   —  прозреваю, что Чжанкэ не самый любимый режиссер китайского управления:)).  Однако, вы удивитесь, но Чжанкэ живет и снимает на Родине, а знатоки утверждают, что  очень пользуется спросом страной, бесполезно пробующим оседлать пандемию коррупции…  При всей уничтожающей картине китайского общества, нарисованной Чжанкэ, его позиция не выглядит диссидентством в привычном нам понимании.

 Инакомыслящий в большинстве случаев наделяет отчизну всеми настоящими и мнимыми пороками, держа фигу в кармане и намекая на то, что целый другой глобус живет заведомо лучше.  Чжанкэ же, напротив, пытается продемонстрировать, что Китай   —  только часть глобального мира, в равной мере наделенная болячками и пороками всемирный капиталистической совокупности, такая, возможно сообщить, критика слева.

Митина Дарья

Случайная запись:

«Китайская модель экспортного роста» Лекция Р.С. Дзарасова 20.10.2016


Статьи по теме: