Прикосновение греха — идеальный подарок всем непримиримым противникам китайской модели развития
Итак, Столичный кинофестиваль начнется лишь на следующий день, а нам, званым да избранным, уже два дня вовсю кажут кины.
Прекрасная, стилистически и сюжетно безукоризненная картина «Прикосновение греха» одного из основных режиссеров сегодняшнего Китая Цзя Чжанкэ, только что взявшего в Каннах приз за лучший сценарий, — совершенный презент всем ярым противникам китайской модели развития. Четыре новеллы о китайцах, живущих в различных уголках современной коммунистической Поднебесной и по различным обстоятельствам забравших в руки оружие. Во всех четырех случаях осуждать убийц никому не приходит в голову, ловушка содержится в абсолютном и сопереживании и искреннем сочувствии людям, выбравшим принуждение как единственно вероятный метод противостоять действительности, пронизанной и пропитанной этим самым насилием.
В левой среде дискуссия о природе и характере социального строя в этом Народном Китае — одна из самых острых и болезненных. Очень распространена точка зрения об имитационном характере китайского социализма, о вывеске, увенчивающей наибольшую в мире капиталистическую совокупность, причудливо сочетающую элементы империалистической, индустриальной и постиндустриальной экономики с рудиментами феодализма.
Большая часть левых говорит о ожесточённых, квазифеодальных формах эксплуатации и архаичной политической надстройке. Разделяющим подобную точку зрения (товарищи из РотФронта и Левого Фронта, не пропустите!) фильм Чжанкэ ляжет бальзамом на израненные души.
Современный Китай, нарисованный Чжанкэ — огромная, бездушная машина подавления, перемалывающая и выплёвывающая миллионы людей; с одной стороны — территория целого экологического бедствия, дымная промзона, составленная из заваливающихся шахт и архаичных нечистых фабрик примера кроме того не 50-х, а 30-х годов 20 столетия, депрессивная территория, застывшая без какого-либо намека на развитие, населенная холопами и современными феодалами, иначе — блеск режущего глаз достатка, нажитого неправедным методом дичайшей эксплуатации безмолвных рабов, фантастические состояния, сделанные на воровстве и прихватизации народного хороша китайскими нуворишами, индивидуальные самолеты и в полной мере себе легальные бордели, где малолетние девушки легкого поведения обслуживают клиентов под звуки «Священной войны» (сцена, выворачивающая душу наизнанку любому обычному человеку:)).
Чжанкэ отнюдь не пытается к обобщениям, чётко географически детерминируя происходящее, лента перегружена топонимами — юноша-иммигрант родом из Чуцина, скитаясь по стране, уезжает сперва в Шанься, позже на доходы в Нью-Йорк, оттуда возвращается в Китай, и чтобы живым и невредимым добраться до Гуаньчжоу, должен валить из огнестрела бессчётных попутчиков, угрожающих его жизни и здоровью, а заодно садиста-крестьянина, в припадке беспричинной гневе забивающего насмерть лошадь, а заодно…. Вся страна переполнена агрессией, жестокостью, насилием, везде царит право сильного. Возможность приподняться над вторыми на ступенях социальной лестницы порождает достаток, новые китайцы — это староста поселка, появлявшийся чуть оборотистее и чуть бессовестней остальных односельчан, управляющий шахтой, отправившийся по трупам и превратившийся из наемного администратора во обладателя-мироеда… Разительный контраст между большими мегаполисами, футуристическими городами будущего с хай-теком и гламурным блеском высшего света и отсталой глубинкой с преобладанием ручного труда и дикими архаичными социальными отношениями, где любого калибра глава в праве избивать рабочего, а за убийство возможно откупиться по жёсткой таксе…
Чжанкэ с печалью показывает безмолвную, конформную массу, не просто принимающую людоедские законы судьбы как должное, но и во многом их порождающую. Его храбрец — шахтер Дахай, в одиночку выступивший против социальной несправедливости, обличающий вороватого старосту, забронзовевшего партийного бонзу, приспособленца-бухгалтера, закрывающего их махинации, взяточника — и милиционера садиста, в глазах коллег и соседей не мятежник-одиночка, желающий сделать их жизнь лучше и честнее, а склочник, сутяжник, человек со странностями… Мечта Дахая — собрать деньги на билет до Пекина, прийти в ЦК и сорвать покровы с подлецов, мешающих постройке китайского социализма.
Ну либо хотя бы написать в Пекин письмо. Лишь дабы прочли и отреагировали, дабы вернули справедливость. Нужно ли сказать, что приобрести ружьё и начать расстреливать перерожденцев и негодяев в итоге оказывается значительно несложнее, надёжней и действеннее, чем достучаться до Пекина?… Дахай — современный китайский Робин Гуд, вершащий народное правосудие, в чистом виде «приморский партизан» по ту сторону границы, и реальность не оставляет ему выбора, подсказывая единственно верное и единственно вероятное ответ… Историкам, занимающимся народовольцами и всем, любящим порассуждать о природе личного террора, к просмотру в обязательном порядке.
Я, грешным делом, сделала вывод, что Чжанкэ снимает собственные киноразоблачения, эмигрировав в Штаты либо в Японию, потому, что сакраментальное «из-за бугра плюёте?…» — первое, что приходит в голову, а реакцию официального Китая на подобное кино мне лично предположить было тяжело:) — прозреваю, что Чжанкэ не самый любимый режиссер китайского управления:)). Однако, вы удивитесь, но Чжанкэ живет и снимает на Родине, а знатоки утверждают, что очень пользуется спросом страной, бесполезно пробующим оседлать пандемию коррупции… При всей уничтожающей картине китайского общества, нарисованной Чжанкэ, его позиция не выглядит диссидентством в привычном нам понимании.
Инакомыслящий в большинстве случаев наделяет отчизну всеми настоящими и мнимыми пороками, держа фигу в кармане и намекая на то, что целый другой глобус живет заведомо лучше. Чжанкэ же, напротив, пытается продемонстрировать, что Китай — только часть глобального мира, в равной мере наделенная болячками и пороками всемирный капиталистической совокупности, такая, возможно сообщить, критика слева.
Митина Дарья
Случайная запись:
«Китайская модель экспортного роста» Лекция Р.С. Дзарасова 20.10.2016
Статьи по теме:
-
Идеальный чиновник неукоснительно исполняет все требования традиционной морали
Вячеслав Рыбаков — узнаваемый русский китаевед, профессор истории , эксперт по средневековому китайскому праву. Создатель полного комментированного…
-
20 Стран мира, идеальных для жизни
Для многих совершенная страна – это государство без протестов и войн, со стабильной экономикой, которая позволяет легко обеспечить себе досуг и жизнь,…
-
Китайская обезьяна спускается с холма
Сейчас в отечественных СМИ деятельно муссируется тема китайской экспансии. Вот лишь пара тревожных заголовков, от которых у среднестатистических…