Россия в азиатско-тихоокеанском регионе: проблемы и перспективы (эксклюзив дкд)

Россия в азиатско-тихоокеанском регионе: проблемы и перспективы (эксклюзив дкд)

В первых числах Сентября во Владивосток для принятие участия в саммите Азиатско-Тихоокеанского Торгово-экономического сотрудничества (АТЭС) съедется большое количество зарубежных президентов, вторых влиятельных чиновниковов, и представителей бизнеса (в АТЭС входит 21 государство).
Для сравнения: в прошлые годы из больших форумов Российская Федерация принимала саммит G8 (2006г.) и Всемирный экономический форум (2012г) в Петербурге.
К АТЭС Российская Федерация отнеслась весьма ответственно, возлагая на него громадные надежды. Но, посмотрим как эти надежды оправдаются.

Что такое АТЭС

Во-первых, АТЭС – это не интернациональная организация, а большой рабочий форум ведущих экономик тихоокеанского региона. Непременно, то, как принимающая сторона встретит бессчётных гостей имеет громадное значение. И, конечно же, чувство от форума может оказать влияние на настроения инвесторов жить либо трудиться в Российской Федерации. Но, не будем преувеличивать данный организаторский эффект.

Для инвесторов значительно серьёзнее, какой в стране существует инвест-климат, имеется ли в ней безопасность и экономическая свобода для инвестиций. А в дальневосточном регионе с этим обстоят громадные неприятности. Обращение не только о несовершенном законодательстве, но и слабости тамошней инфраструктуры, огромном демографическом спаде, что снижает потенциал и потребительской активности, и спроса на трудовые ресурсы.

Да, и позже: остаточный принцип, по которому федеральные власти традиционно относятся к Дальнему Востоку, кроме этого вносит собственную негативную лепту в инвестиционный имидж РФ.
Так что, вряд ли стоит ожидать, что по окончании саммита АТЭС в экономику России польются щедрые азиатские инвестиции.

Во-вторых, для АТЭС характерна борьба экономик, а не политических амбиций. Так что, не оправдаются кроме этого надежды встроить АТЭС в различные схемы и геополитические проекты. К сожалению, развивающаяся Российская Федерация по большому счету выпадает из борьбы в регионе.

Самые большие экономические игроки в Азиатско-Тихоокеанском регионе – это Китай и США. Ко мне же добавим пара оффшорных территорий региона: Сянган, Сингапур, которыми жонглируют попеременно ведущие «азиатские тигры». Фактически говоря, как раз Китай и США и разыгрывают главную интригу от саммита к саммиту: как в этом случае поведут себя Дракон с «дядюшкой Сэмом». США в таких встречах, в большинстве случаев, наседают. Китай, напротив, призывает к миролюбию и уходит от удара.

Интерес к Российской Федерации на грядущем саммите возможно продиктован, разве что, как к стране-хозяйке форума.

В-третьих, сейчас интерес к АТЭС заметно упал. К примеру, на прошлом саммите, прошедшем в Гонолулу, США заметно снизили интерес к АТЭС, выступив с инициативой создать «территорию в зоне» либо «другую АТЭС». В новый транстихоокеанский альянс Вашингтон сразу же пригласил Бруней, Чили, Новую Зеландию, Сингапур, Австралию, Малайзию, Перу и Вьетнам. Российская Федерация среди приглашенных не значится, на нее лишь скинули «ветхую» АТЭС и поручили подготовиться к владивостокскому саммиту.

Очевидно, без приглашения кроме этого остался Китай, в противовес которому, фактически, и создается «новая территория». США желают сами получать на экономиках Pacific и заключать лишь такие территории свободной торговли, каковые удачны лишь американскому бизнесу (как это возможно проследить на «примере» уже созданной в 2011 году ЗСТ США-Южная Корея).

В-четвертых, Китай, со своей стороны, к АТЭС также проявляет внимание постольку-поскольку. Поднебесная сама последовательно двигается к собственной стратегической цели стать фаворитом в АТР. И тем более, Пекину вряд ли возможно увлекательна подержанная американская «игрушка». (Прим.: форум АТЭС был, в свое время, создан по инициативе Запада).

В-пятых, одна из приоритетных русских инициатив на саммите – экономическая интеграция и либерализация торговли в Pacific-регионе, — очень и очень условна и имеет собственные четкие ограничители. Дело в том, что все страны региона между собой весьма отличаются и значительно чаще выступают по отношению друг к другу непримиримыми соперниками, дабы сказать о возможностях объединиться в какой-то проект.

Соответственно, либерализация торговли также упирается в коллизию этих экономических заинтересованностей. Фактически говоря, это одна из обстоятельств, из-за чего АТЭС не суждено стать ни аналогом ЕС, ШОС либо АСЕАН. В рамках АТЭС неосуществимы кроме этого ни «региональная ЗСТ», ни «азиатский Шенген». Максимум – «Деловая карточка путешественника АТЭС», созданная в прошедшем сезоне.

Но снова же, во-первых, эта карточка только упрощает, а не отменяет режим пересечения границы. А, во-вторых, на получение карточки смогут претендовать лишь самые крупные предприниматели. До тех пор пока что эмитировано около 100 тысяч «деловых карточек».

Не более.

Так, сохранять надежду на какой-либо значительный позитив от председательства России в АТЭС не следует. Тем более, что вообще-то это председательство было обусловлено простой регулярной ротацией.
Однако, Москва вкладывает в грядущий саммит что-то большее. Саммит АТЭС призван заявить, что внешнеполитические амбиции России не ограничиваются европейским направлением. Российская Федерация кроме этого так же, как и прежде есть одним из самые влиятельных субъектов Тихоокеанского региона.

Еще одна стратегическая задача саммита – привлечение внимания мировых инвесторов к формированию Сибири и Дальнего Востока.

Но, чтобы повысить роль РФ в дальневосточной политике нужен комплекс более глубоких мер и проведения саммита очевидно не хватает. Что же следует сделать?

Советы к Восточной стратегии

На отечественный взор, главные советы по увеличению эффективности восточной политики РФ представляются следующие.

Первое. России нужно выработать новую стратегию в отношении Сибири, Дальнего Востока и других зауральских территорий. Для этого, со своей стороны, ответить на базисные вопросы.

Каким Российская Федерация видит оптимальное устройство в АТР, с позиций собственных заинтересованностей? Кого в регионе можно считать приятелями, а кого – соперниками, соперниками? Что по большому счету Российская Федерация желает получить от сотрудничества с Азией?

Причем хотелось бы более глубокого подхода, чем политика, существовавшая в прошлые годы о том, кому бы дороже продаться в обмен на «инвестиции».

Причем нужно, дабы над «восточной стратегией» трудилась не только Москва, но в первую очередь, местные обитатели соответствующих регионов.

Сибирь и Дальний Восток необходимы России не только исходя из обобщенных «нацинтересов» и во благо территориальной целостности. Это регионы, в которых живут конкретные люди, со собственными проблемами, заботами, своеобразным менталитетом, отличающимися от того, как они видятся из далекой Москвы. В итоге, и нацинтересы во Владивостоке видятся в противном случае и четче, чем из Москвы.

Второе. Необходимо прекратить наблюдать на зауральские территории по остаточному принципу. Российская Федерация традиционно больше всего внимания уделяет своим европейским делам, оборачиваясь на восток лишь в крайних, чрезвычайных обстановках (чтобы гасить стихийные бедствия, аварии, техногенные прочие форс и катастрофы-мажоры).

Но, поскольку, эти трагедии потому и происходят, что в свое время формированию территорий не уделялось должного внимания.

Российская Федерация довольно часто наблюдает на Восток как инструмент торга с Европой. Так, довольно часто приходится слышать «угрозы» развернуть энергопотоки в Китай, в случае если Европа продолжит клянчить низкие стоимости. Действительно, в конечном итоге, никакого «разворота» не происходит (что конечно). В следствии, страдает имидж России и перед Европой, и перед Востоком.

Из этого вывод – любой из регионов в таковой огромной стране как Российская Федерация требует к себе особенного внимания, дабы вникать во все тамошние неприятности, задачи.

Кстати, одна из русских инициатив, подготавливаемых к саммиту, на первый взгляд, разрешает выделить специфику «зауральских территорий». Так, предлагается ввести оборот новый географический термин – Северная Азия. С одной стороны, все помой-му логично: в мире уже имеется и Восточная, и Юго-Восточная, и Северо-Восточная, и Южная Азии – нет лишь Северной.

Но, иначе, в таковой географической новации имеется кое-какие риски. Дело в том, как бы не назвали северные российские территории, «азиатские тигры» (будь-то Китай, Индия либо Япония), в любом случае, будут наблюдать на Россию как на европейскую страну. Сама Российская Федерация, кроме того при наличии у нее «Северной Азии», склонна разглядывать себя, скорее, в качестве евразийской державы и совсем уж мало шансов на полный азиатский поворот.

Обособление «Северной Азии» может повысить риски центробежных тенденций. Регион может начать жить собственной отдельной судьбой: мол, имеется Российская Федерация, а имеется – Северная Азия, а в том месте и Сибирь, Алтай, Дальний Восток и т.д.

Сущность в том, что Российская Федерация – это все-таки европейская держава, разрешившая войти прочные корни в Восток. Каждые метания в различные стороны угрожает вредом для России: вступление в Европу – оторвет Восток, сближение с Азией – приведет к изоляции с Западом.

Третье. России нужно отыскать собственную неповторимую «нишу», чем она возможно нужна для остальных государств азиатского региона. Ясно, что экономика не есть таким конкурентным преимуществом, в чем РФ имела возможность бы тягаться с этими тяжеловесами как Китай, США, Сингапур, Корея, Япония.

Но в полной мере вероятно создать благоприятные условия, дабы капитал от всех «тигров» потек в русского экономику.

Главным таким причиной русского доминирования в регионе имел возможность бы стать Тихоокеанский флот. Да, сейчас китайцы значительно прибавили собственную военную мощь в регионе. Причем так что это уже позвало у США важную озабоченность. Но, в одиночку совладать с множеством вызовов Китаю будет весьма сложно установить доминирование.

Необходимы союзники. И самый оптимальным таким союзником имела возможность бы стать Российская Федерация.

Российская Федерация имела возможность бы стать поручителем мира, безопасного судоходства и стабильности в АТР по контролю над стратегическими проливами как в Северо-Восточной, так и в Юго-Восточной Азии. В частности, многим морским «азиатским тиграм» имел возможность бы понадобиться богатый опыт РФ по борьбе с терроризмом, морским пиратством, преодолением последствий ЧС.

Япония, к слову, замечательно осознаёт громадную значимость русского флота. Потому со своей стороны, шепетильно пробует нивелировать его фактор, будоража многострадальный «курильский вопрос». Контроль над всего лишь двумя (четырьмя) островами Курильской гряды разрешает закупорить огромному Тихоокеанскому флоту все входы-выходы, перевоплотив его в послушный инструмент собственных заинтересованностей и вынудив ржаветь в холодных северных водах.

Действительно, чтобы Тихоокеанский флот укрепил собственную роль в регионе, нужно его значительно усилить, модернизировать, снабдить современными авианосцами, оснастить новейшими оружиями. Сейчас это должно быть главной стратегической задачей РФ.

Четвертое. Огромное значение имеет инновационное развитие региона. В данной связи становление Дальневосточного федерального университета как одного из наибольших инновационных центров АТР имело возможность бы стать серьёзным «пилотным» проектом. На будущее хотелось бы, чтобы таких «инно-центров» раскрывалось больше.

Тем более, что в зауральских русских регионах все еще высок потенциал научных и инженерных кадров. Российская Федерация в полной мере имела возможность бы стать фаворитом Азиатского региона и по инновационному формированию. Независимо от текущей разности экономических потенциалов с различными «азиатскими тиграми».

Пятое. Российская Федерация владеет неповторимым транзитным потенциалом, что имел возможность бы стать нужным для многих «азиатских тигров». Обращение, в первую очередь, о проекте Северного морского пути, являющегося малейшим маршрутом доставки грузов из Азии в Европу. Всего лишь за 7 дней грузовой корабль проходит из Мурманска во Владивосток, преодолевая расстояние в 5600 км.

В то время, как расстояние по сухопутному евразийскому коридору от Питера во Владивосток образовывает 14000 км. и требует большего количества затрат ресурсов.

Помимо этого, СевМорПуть побеждает в конкуренции кроме этого перед Суэцким транзитом (23000 км.). А также, с учетом проходом через еще один стратегический пролив – Малакку, где также остро стоит неприятность морского пиратства.

Шестой приоритет – продуктовая безопасность, которая особенно громадное значение имеет для экономически быстрорастущих «азиатских тигров». Российская Федерация уже делает кое-какие шаги в этом направлении, переориентировав сельскохозяйственный экспорт Сибири, Алтайского края в восточном направлении. Еще б больше шансов показалось, в случае если Российская Федерация объединит собственные продуктовые упрочнения с Украиной и Казахстаном в ходе проекта «зерновая ОПЕК».

Это разрешило б не только оказать помощь каждому из участников данного «зернового альянса» в модернизации аграрных отраслей, но и четче поделить интернациональные рынки сбыта.

Так, упрочнение позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе требует более глубокой проработки целого комплекса вопросов, нежели несложной готовности к раздельно забранному саммиту АТЭС.

Игорь Шевырёв (Блог «Азиатские тигры«, газета «Киевский телеграф«).

Публикация предпринята в ходе проекта платных статей, написанных либо переведенных специально для сайта «Дао выраженное словами». Если вы желаете опубликовать собственную статью либо выступить спонсором, то подробности о том, как это сделать вы имеете возможность прочесть тут.

При перепечатке, прошу вас, показывайте ссылку на нас.

Случайная запись:

Важные сигналы и прощание не по протоколу: чем запомнится саммит АТЭС — Россия 24


Статьи по теме: