Сценарии развития китая до 2050 г.

Сценарии развития китая до 2050 г.

Виноградов Андрей Владимирович – начальник Центра политических прогнозов и исследований Университета Дальнего Востока РАН, профессор политологии .
Головачев Валентин Цуньлиевич – научный сотрудник отдела Китая Университета востоковедения РАН, кандидат исторических наук.
Кобзев Артем Игоревич – доктор наук, заведующий отделом Китая Университета востоковедения, профессор философии .
Ломанов Александр Владимирович – основной научный сотрудник Университета Дальнего Востока РАН, профессор философии .
Чудодеев Юрий Владимирович – ведущий научный сотрудник отдела Китая Университета востоковедения РАН, кандидат исторических наук.

на данный момент Китай уже стал второй экономикой мира и может стать первой еще в первой половине XXI в. Но КНР предстоит преодолеть много препятствий на своем пути, включая технологические, социальные, экономические, экологические неприятности в стране, и сложности утверждения в качестве наибольшей всемирный державы в совокупности интернациональных экономических взаимоотношений. Однако, имеется свидетельства тому, что США уже готовы принять Китай в данной его новой роли. В Вашингтоне уже обсуждают концепцию «G-2», которая обязана по сути дела заменить «G-7» и «G-8».

Для анализа долговременных возможностей развития КНР были выяснены следующие сценарии.

«Экологическая трагедия». Эксперты, разбирающие обстановку в Китае, показывают именно на эту опасность, как самая серьёзную для будущего развития данной страны. Главные факторы, предопределяющие эту опасность – большая численность населения, в особенности сельского, кроме того после тридцати лет успешной демографической политики, и ресурсоемкий темперамент роста поизводства.

Экономические утраты Китая от нарушения загрязнения и экологического равновесия внешней среды оценивают от 10% до 20% ВВП, причем около 2/3 утрат от нарушения экологического равновесия и 1/3 от загрязнения внешней среды [1]. Так, можно считать, что 2/3 утрат связаны с чрезмерной нагрузкой на среду в сельской местности из-за перенаселения, а остальные связаны с современным производством. В целом же загрязнение водных ресурсов и воздуха определяют остроту экологической неприятности.

Самый чревата кризисом обстановка с разрушением природной среды в перенаселенной сельской местности, потому, что экологический кризис в этом случае перерастает в социальный. Что касается загрязнения вод и воздуха, то подобная обстановка появлялась в Японии, Германии и США на стадиях интенсивного промышленного роста. Для решения этих неприятностей имеются технологические ответы, но они требуют громадных экономических проведения и затрат политики по внедрению экологически надёжных разработок.

«угасание и Быстрое старение населения по японскому варианту». Одним из ответственных факторов успеха китайских реформ и стремительного роста поизводства в следствии их проведения стала демографическая политика, направленная на сокращение рождаемости в стране. Ее несомненный успех имеет оборотную сторону – старение населения, другими словами рост доли пожилых в населении страны. По имеющимся прогнозам, к 2050 г. около 30% населения Китая будет старше 60 лет [2].

На данный момент в Японии – стране с самая старой структурой населения, сталкивающейся с громадными проблемами пенсионного обеспечения граждан и необходимостью переносить производство в другие страны из-за недостатка юный рабочей силы, часть лиц старше 60 лет образовывает 23%. К 2050 г. данный показатель в Соединенных Штатах достигнет 27%, другими словами население Китая будет более ветхим, чем население США.

Разумеется, что Китай может утратить собственный конкурентное преимущество как страна, владеющая достаточно квалифицированной, но недорогой рабочей силой. Удержать позиции «мастерской мира» при стареющем населении, которое будет нуждаться в социальном обеспечении, что будет отрывать средства от экономразвития, будет затруднительно. Китай станет похож на современную Японию по проблемам и своим достижениям, но с значительно более низким уровнем ВВП на одного человека.

«Борьба за лидерство в мире» Как подчеркивали авторы доклада Национального разведывательного совета США «Глобальные тенденции – 2025: изменяющийся мир»: «Китай имеет предпосылки в ближайшие двадцать лет оказывать на мир большее влияние, чем какая-либо вторая страна. В случае если нынешние тенденции не изменятся, к 2025 г. экономика Китая станет второй по размеру в мире, а сам он – ведущей военной силой» [3].

Сейчас Китай уже стал второй экономикой мира и, по разного рода оценкам, может стать первой еще в первой половине XXI в. Принципиально важно отметить то, что экономика Китая будет лидировать не только по количествам, не смотря на то, что и тут ее отрыв от вторых впечатляет уже на данный момент. К примеру, КНР находится на первом месте в мире по производству стали с огромным отрывом от вторых стран – 568 млн. т в 2009 г., Япония – 88 млн. т, США – 58 млн. т, Российская Федерация – 60 млн. т. [4] Подобная обстановка в энергетике, вторых отраслях металлургии, машиностроении.

С 2004 г. Китай есть наибольшим в мире экспортером продукции цифровых разработок, опережая и Японию, и ЕС, и США [5]. По полному числу пользователей Интернета КНР находится на первом месте в мире (более чем 250 млн. чел.) [6].

КНР планирует долговременную стратегию развития. В ее разработке участвует Академия публичных наук, Академия наук, исследовательские центры Государственного совета, Комитета по планированию развития Китая. При сопоставлении прогнозных оценок, сделанных ранее, и настоящих результатов экономразвития выясняется, что прогнозные оценки были в полной мере реалистичны и очень близки к тому, что осуществилось [7].

Непременно, КНР предстоит преодолеть много препятствий на пути к экономическому лидерству, включая технологические, социальные, экономические, экологические неприятности в стране, и сложности утверждения в качестве наибольшей всемирный державы в совокупности интернациональных экономических взаимоотношений. Однако, имеется свидетельства тому, что США уже готовы принять Китай в данной его новой роли. Экспертные и политические круги США обсуждают концепцию «G-2» (механизм неформальных договоренностей Соединенными Штатами и КНР) [8], которая обязана по сути дела заменить «G-7» и «G-8» (США, Канада, ФРГ, Англия, Франция, Италия, Россия и япония).

Рис. 1.

Виноградов А. В.

Выше выделены лишь кое-какие тенденции и факторы, любой сценарий будет результатом их сотрудничества. Тут перечислены лишь негативные сценарии, исходя из этого я также буду разглядывать негативные.

На мой взор, начавшийся перенос производства из Китая в ЮВА и др. регионы ослабит, по крайней мере, не будет усугублять экологическую проблему, но сокращение сельскохозяйственных земель будет обострять продуктовую проблему. –10% экология.

Старение населения при отсутствии национальной совокупности общего социального страхования – не неприятность страны, старики будут делать посильную работу и пребывать на содержании семей. Ни экономических, ни социальных потрясений вследствие этого не будет. – 10% старение населения.

Встраивание во внешний мир политически – более важный вызов, у Китая нет ни отработанных внешнеполитических моделей, ни опыта активного политического сотрудничества с миром. – 35%.

Политическая нестабильность в центре и экономическая регионализация на фоне вышеперечисленного. Она разрешит решить последовательность неприятностей на уровне отдельных регионов – 45%.

Головачев В. Ц.

Мой «прогноз»:

Сценарий 1-5% (очень маловероятно)

Сценарий 2-5% (очень маловероятно)

Сценарий 3-90%

Мой комментарий:

«Экологическая трагедия»

Тяжело представить себе некую экологическую трагедию, талантливую реально погубить целый Китай, как огромную страну, и уж тем более – цивилизацию. Потоп либо неожиданное опускание материков (будущее Атлантиды) Китаю не угрожают, или относятся к категории совсем непрогнозируемых сценариев. Трагедии же наподобие «глобального потепления» угрожают не только китайской цивилизации и Китаю, но и всему миру с его глобальной цивилизацией.

Что касается неспециализированных и зональных экологических неприятностей Китая, то они регулируемы на уровне тенденций, при помощи последовательной экологической политики. В последние десятилетия в Китае происходит довольно радикальный и действенный разворот к ответу экологических неприятностей, курс на которое обоснован, к примеру, в документах 18-го съезда компартии Китая. В будущем данный курс будет уточняться и упрочиваться.

Исходя из этого негативный сценарий называющиеся «экологическая трагедия» – нереален для Китая и обязан учитываться лишь теоретически.

«угасание и Быстрое старение населения по японскому варианту»

Попытки оценить возможность (прогнозировать) социального развития Китая «по японскому варианту» представляются в принципе некорректными. При довольно «стремительном» старении в 130-миллионной Японии, разумеется, данный же процесс может иметь совсем иные темпы, последствия и масштабы в 1,5-миллиардном Китае. Наряду с этим опыт Японии, непременно, пристально изучается и учитывается в Китае при разработке долгосрочной политики социального макрорегулирования.

Подобный «японский» сценарий развития китайской цивилизации нереален, или очень маловероятен, как и сценарий «экологической трагедии».

«Борьба за лидерство в мире»

Борьба за мировое лидерство – не прогнозный сценарий, а в далеком прошлом идущий процесс, возможность которого не подлежит сомнению и не требует процентных расчетов. В случае если же речь заходит о возможности достижении лидерства, то Китай уже на данный момент есть одним из признанных мировых фаворитов во многих отношениях.

Наряду с этим достижение формального либо полного мирового лидерства – заманчивая, но вызывающая большие сомнения цель, которая сопряжена с огромными, труднопредсказуемыми и контролируемыми внешними ожиданиями, обстоятельствами и обязательствами. Учитывая особенное стратагемное мышление китайцев, легче высказать предположение, что для них желаемым сценарием возможно осуществление мирового лидерства «из тени», при внешнем сохранении на вторых ролях.

Мировое лидерство Китая – не цель, а скорее исторический идеал (национальная мысль), не требующий временных сроков, но талантливый идеологически мобилизовать китайское общество на реализацию планируемого курса, темпов и качества развития страны.

Заключение

Стабильное и динамичное внутреннее развитие, и «возвращение» к мировому цивилизационному доминированию (не обязательно за счет формального лидерства) через качественную внутреннюю видоизменение – вот, на мой взор, самая вероятная стратегическая цель либо сценарий развития китайской цивилизации в двадцатьпервом веке, которая сейчас выглядит безальтернативной (в случае если отбросить апокалиптические, гибельные сценарии), и потому не требует «гаданий на процентах» методом «вероятностных прогнозов». Ее достижение потребует, например, уклонения (на уровне регулируемых тенденций) от перечисленных выше негативных сценариев, и разработки хороших тактических нормативных прогнозов «и сценариев».

Разумеется, нынешнее китайское управление прекрасно осознаёт, что главным условием для реализации всех долгосрочных целей развития страны было и будет сохранение устойчивого комплексного экосоциалъного (экологического и социального) баланса как в самом Китае, так и по возможности за его пределами. Соответственно, основная внутренняя угроза для современного Китая – не социальное «угасание» и не всекитайская экокатастрофа, но обрушение экосоциалъного баланса, чреватое кризисом всей существующей национальной совокупности.

К примеру, неожиданный и резкий социальный взрыв с последующей цепной реакцией, толчком для которого может послужить кроме того локальное экологическое бедствие либо отдельная «роковая» неточность в политике современных китайских властей. Последние, непременно, будут предпринимать все вероятные упрочнения для предотвращения аналогичных кризисов и угроз, во имя успехи названных выше стратегических целей.

Кобзев А. И.

Оценка сценариев:

1-5-10% (7,5%), 2-5-10% (7,5%), 3-80-90% (85%).

Первые два сценария носят социоестественный темперамент и соответственно зависят от двух факторов: публичных взаимодействия и отношений человека с природной средой. С исторической точки зрения Китай владеет громаднейшим в мире опытом ответа аналогичных неприятностей.

Общеизвестны его рекордные с древности успехи в сфере социальной регуляции и особенно в демографии: это единственная в историистрана, талантливая в зависимости от тех либо иных потребностей значительно как увеличивать, так и уменьшать численность собственного населения. В условиях самого долгого иноземного завоевания – маньчжурами в эру Цин (1644–1911) китайцы в 6-8 раз превысили максимум собственной численности в 50-60 млн. человек, до этого не преодолевавшийся тысячелетиями.

И напротив, в конце 20 – начале 21 в. они плановыми мерами остановили рост населения на экономически приемлемом уровне, чего, например, неимеетвозможности добиться находящаяся в сходном положении Индия. С полномасштабными же экологическими проблемами они столкнулись еще в середине 1 тыс. до н.э. и за многие столетия обучились их умело решать, первыми в мире начав использовать для этого и экологические способы, в частности истребление одних насекомых посредством вторых.

Подобный багаж заключает в себе и травяные, и терапевтические, и хирургические способы наподобие смертной казни, что вызывающе большие сомнения с позиций западных стандартов человечности, демократичности либо политкорректности, но очень действенно на практике. Никакой экономический рост в таковой огромной, разнообразной и сложной стране не был бы вероятен без большого культурного потенциала, аналогом которого не располагает ни одна страна Сейчас. В целом кроме богатого исторического наследия, талантливого конвертироваться в актуальные результаты, Китай располагает таким серьёзным для преодоления указанных угроз ресурсом, как высокая степень управляемости, социально-политической централизации и хозяйственно-экономической планируемости.

Третий сценарий обусловлен более сложной конфигурацией факторов, во многом зависимой не от самого Китая. И исторический опыт тут не столь богат и нужен, потому, что основополагающая мироустроительная модель предполагала естественно-цивилизационную, а не завоевываемую экономикой и политикой покорность менее культурной периферии всей земли его центру – Срединному стране (Чжун-го).

Позднее навязывавшиеся агрессивными соседями признания дипломатического равенства с ними не ликвидировали восприятия их как дикарей. Попытка Мао Цзэдуна в середине 20 в. сделать Китай мировым фаворитом по западному примеру не была подкреплена экономически и обернулась провалом как вовне, так и в стране. Два раза в 20 в. отход от исконных сокровищ в пользу советского коммунизма и западного капитализма оборачивался для Китая трагедией.

Глобализация – неприятность обоюдоострая и для него, и для остального мира. Принятое современным Китаем старое самоназвание – Срединное государство говорит о независимости и центральности, но экономически он привязан к Западу (США и Евросоюзу), а идейно-политически и геостратегически – к Востоку, т. е. в первую очередь России и государствам постсоветского пространства.

история и География требуют от РФ и КНР союзнических взаимоотношений, но в случае если посчитать не только товарооборот, что у КНР с США чуть ли не многократно превосходят с российской федерацией, а, к примеру, количество учащихся в Соединенных Штатах китайских студентов, т. е. будущей элиты страны, то станет виден противоположный вектор сближения. Но по этому направлению Китаю угрожают самая твёрдая экономическая борьба, военные демарши в виде помощи Тайваня, тибетских и синьцзянских сепаратистов, противодействие китайским заинтересованностям в Африке и Азии, спорах с Японией и т.д.

Отсюда ясно, что важный выбор Китаем пока не сделан. Сделать его – наиболее значимая задача будущего 10-летия для него и России.

Между Китаем и Россией большое количество неспециализированного. Современные (республиканские) формы государственности в том месте в этот самый момент насчитывают примерно сто лет. За это время время от времени кроме того ставился вопрос об объединении двух государств, не смотря на то, что, иначе, дело доходило и до военных столкновений. Два раза в 20 в., по окончании Октябрьской революции 1917 г. и образования КНР в 1949 г., самые дружественные отношения между отечественными государствами оборачивались вооруженными конфликтами.

На неспециализированном пути Российская Федерация стартовала в 1917 г. – на 6 лет позднее начала Синьхайской революции в Китае. Совершенно верно с таким же временным разрывом начался и новейший этап развития обеих государств: в Китае в 1978, в СССР в 1984 г. Наши страны пошли различными дорогами реформ: Российская Федерация – в первую очередь политических, Китай – экономических, но на данный момент случилась конвергенция, не смотря на то, что в Российской Федерации больше политических достижений, а в Китае – экономических. Одна из основных неспециализированных линия обеих государств – наличие властной вертикали с одной огромными полномочиями ‘и доминирующей партией фаворита. 1

На данный момент Китай стоит на пороге важных ответов, обусловленных значительными проблемами беспрецедентного роста и чреватых непредсказуемыми последствиями. Пришедшему к власти новому поколению начальников предстоит решить целый комплекс непростых задач: от сломанной экологии, перегрева экономики, дисбаланса в доходах разных регионов страны и слоёв населения, политических распрей в Синьцзяне, Тибете, на Тайване и спорных островах Южно-Китайского моря, до противоречий между официальной коммунистической идеологией и всепроникающими западными сокровищами, и классическим конфуцианским мировоззрением и исконными даосско-буддийскими верами, завоевывающими всё громадную популярность.

Конечно, второй глобальный гигант – США – попытается применять в собственных геополитических и экономических заинтересованностях риски переходного этапа КНР, быть может, вовлекая собственного главного соперника в разнообразные конфликты. В силу упомянутых исторических и геополитических событий, например, конфигурации управляющих миром сил по окончании Второй мировой, распределения ролей в Совбезе ООН и т. п., КНР и РФ – абсолютные фавориты Востока как нового геополитического центра силы, что может противостоять Западу.

Причем преимущества той и второй государства дополняют друг друга. У КНР неоспоримые экономические преимущества, а у РФ – военные и дипломатические, в первую очередь недостающий до тех пор пока Китаю обширный опыт участия в ответе мировых проблем человечества.

Ломанов А. В.

Мой вариант оценки:

С1-10%

С2-15%

СЗ-75%

Хотелось бы выделить, что предложенные сценарии не являются всецело взаимоисключающими. В полной мере вероятно представить себе «нечистый» и «ветхий» Китай, удачно продолжающий борьбу за глобальное лидерство. Комплект альтернатив китайскому лидерству включает много других неприятностей, которых нет в этом перечне.

Губительная социально-политическая дестабилизация в стране возможно позвана факторами, не имеющими взаимосвязи с демографией и экологией.

Пара мыслей по поводу сообщённого в сценарной части:

Власти Китая сделали экологию национальным приоритетом. Потому, что китайское государство имеет больше шансов для прямого директивного вмешательства в экономику (закрытие загрязняющих производств без продолжительных тяжб, запрет автолюбителям выезжать на улицы в определенные дни и т.д.), чем на Западе либо в Японии, нет оснований считать, что Китай справится с этим хуже. Научные разработки в сфере экологии в том месте идут очень деятельно.

Китайские специалисты без шуток встревожены тем, что страна «постареет раньше, чем разбогатеет». Вместе с тем о сохранении позиции «мастерской мира» речь не идет в любом случае. Официально поставлена задача поменять модель роста.

массовый экспорт и Дешёвый труд созданного им ширпотреба больше не приоритет, зарплаты в Китае растут скоро. Предполагается, что расширение социального обеспечения будет не вредить, а помогать развитию экономики (люди не будут копить на старость, смогут больше тратить сами, да и дети будут меньше сберегать), что соответствует нынешнему курсу на расширение внутреннего спроса.

США более не готовы принять Китай в его новой роли, о чем свидетельствует негативное развитие двусторонних взаимоотношений сейчас («поворот к Азии» с обещанием перебросить главные силы ВМФ США на Тихий океан, участие американцев в территориальных спорах на стороне оппонентов Китая, и без того потом). От роли младшего подчиненного партнера Китай отказался, иного США не внесли предложение. Так что концепция «G-2» сейчас слабо отличается от рассуждений о радостном вхождении России в «общеевропейский дом».

Чудодеев Ю. В.

Успешное догоняющее развитие – 95%

Экологические неприятности – 5%

Старение населения – 0%

Пара слов в обоснование предложенных оценок. Первое – китайское управление, как свидетельствуют итоги 17-го и 18-го съездов компартии Китая, видит и поймёт эти неприятности и по-своему пробует их решать. Более того, они заявляют о готовности к конструктивному сотрудничеству с мировым сообществом в ответе этих вопросов, не смотря на то, что так же, как и прежде не подписывают Киотский протокол и т.д. Позиция КНР, само собой разумеется, будет соразмеряться с интернациональными реалиями, позициями и реакциями.

Но Китай все время твердит о определённой самодостаточности и своей автономности, не обращая внимания на огромную зависимость от реализации собственной продукции за границей. И в этом вопросе он будет функционировать по-своему. Экологические неприятности – это собственного рода плата за рост китайской экономики, что не будет прекращаться для успехи «умеренного благополучия» (сяокан), развития внутреннего рынка и пр.

Для китайского управления основное – не нарушить социально-политическую стабильность развития общества, реализовать идею социальной гармонии и продолжать курс на великое восстановление китайской нации. А неприятностей на этом пути много: быстро возросшая разделение общества, большой разрыв в развитии между приморскими и относительно бедными внутренними (особенно западными и юго-западными) районами, деревни и несогласованное развитие города.

Мы уже не говорим о недостатке природных ресурсов, коррупции и экономических преступлениях. А в это же время Китай неимеетвозможности спуститься ниже ежегодного прироста в 5%, ниже производства зерна в 500 млн. т, ниже 120 млн. га пахотной почвы («красная линии») ! – Китай к ней сейчас приблизился. А это уже неприятность продуктовой безопасности.

Китайцы решали и будут решать эти неприятности, но в первую очередь с учетом собственных национальных заинтересованностей.

Неприятность старения. Да, существует. Но для Китая отнюдь не первая. Тем более что ее ответ в руках страны. Достаточно дать добро рождение второго ребенка, тем более что это уже практикуется частично в западных районах и частично в деревне.

К 2050 г. в Китае, непременно, вырастет квалификация и производительность труда рабочей силы.

Наконец, о «борьбе за лидерство» Китая. Само собой разумеется, китайским фаворитам будет импонировать лидирующие позиции их страны в мире, тем более что это согласуется с выдвинутом на съездах КПК курсом на «великое восстановление китайской нации». Но на какие-либо неформальные договоренности с США и замене «G-7» либо «G-8» они вряд ли отправятся.

Думается, так же, как и прежде будут именовать себя – «независимая развивающаяся нация». По причине того, что позиция фаворита всегда приводит к зависти, косые взоры, отчуждение и неприятие. А это китайцам ни к чему.

Ниже представлена сводная таблица ответов специалистов.

Таблица 1

Оценка специалистами возможности сценариев, %

Примечания:

[1] Ушаков И. В. Экологический лабиринт. Социально-экономические нюансы природопользования в Китае. М.: ИД «Форум», 2008.

С. 37.

[2] World Population Ageing 1950-2050. UN, NY, 2002.

[3] Мир по окончании кризиса. Глобальные тенденции – 2025: изменяющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США.

М. С. 13.

[4] Эти World Steel Association, сайт world steel.org В 2009 г. выпуск в Китае рос, а в других государствах в кризисное время существенно уменьшился.

[5] Промполитика Китая: очередное достижение // Экономист, № 1, 2006. С. 50.

[6] Jens Damm. Chinas cape moving beyond the People’s Republic // The Newsletter HAS No 50, spring 2009. P. 28.

[7] См.: Наумов И.Н. Стратегия экономразвития КНР в 1996-2020 гг. и неприятности ее реализации. М.: ИДВ РАН, 2001. С. 70.

Табл. 14.

[8] Bergsten С. F., Freeman С., Lardy N. R., Mitchell J. D. China’s Rise. Washington D. C., 2008. P. 25-27.

perspektivy

Случайная запись:

Китай. Cверхдержава XXI века?


Статьи по теме: