«Варяг» в китае. взгляд с украины

«Варяг» в китае. взгляд с украины

ВМФ НОАК последовательно реализует программу создания авианесущих сил, передав 25 сентября этого года в состав флота первый авианосец «Ляонин» (Liaoning) с бортовым номером 16. Авианосец создан на базе тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Варяг», выстроенного на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) в украинском Николаеве.

Собственный вывод о китайской программе строительства авианосцев изложил узнаваемый украинский кораблестроитель, занимаюший ранее пост начальника конструкторского бюро по авианесущим судам в отделе главного конструктора ЧСЗ Валерий Бабич.

– Какое чувство произвело на вас известие о вводе в строй авианосца «Ляонин»?

– В церемонии передачи корабля флоту и первом подъеме военно-морского флага участвовали генсек ЦК компартии китая, глава КНР Ху Цзиньтао, премьер Государственного совета КНР Вэнь Цзябао и государственные деятели и другие партийные страны. Это еще раз подчеркивает важность реализуемой программы создания авианосцев и показывает, какое значение придает этому кораблю военно-политическое управление КНР. В Соединенных Штатах авианосцы также передаются флоту в присутствии президента.

А вот при передаче отечественных авианесущих судов Военно-морскому флоту СССР начальники для того чтобы уровня ни при каких обстоятельствах не находились.

– есть ли китайский «Ляонин» полноценным авианосцем?

– На данный момент это учебный корабль, наличие которого окажет помощь подготовить летчиков палубной авиации и экспертов по техобслуживанию самолетов, и многому научить судостроителей и конструкторов национальной индустрии.

Но это не просто учебный корабль, а беспрецедентный натурный полигон, что имела возможность выстроить лишь такая богатая и на большом растоянии наблюдающая вперед страна, как Китай. На нем будут ставиться и отрабатываться задачи, нужные для следующих авианосцев. Мы еще заметим, как скоро и как следует начнет наращивать Поднебесная собственный авианосный флот.

И окажет помощь ей в этом отечественный «Варяг», что не нужен был ни Украине, ни России и что с таковой пользой для себя купил за 20 миллионов долларов Китай.

Помимо этого, в Китае выстроен наземный полигон для опробования корабельной авиации и обучения летчиков типа НИТКА (наземный испытательно-тренировочный комплекс авиации) в Крыму. А вообще-то наименование по документации было НИУТК – наземный испытательный и учебно-тренировочный комплекс, что скоро нарекли для удобства легко НИТКА, потому, что все его составляющие – посадочные блоки и катапульты были вытянуты в «нитку» в сторону моря. НИУТК ни при каких обстоятельствах в обиходе не называли.

Создание собственного авианосца обошлось Китаю значительно дешевле если сравнивать с затратами на постройку таких судов в Соединенных Штатах. Цена последнего американского авианосца «Джордж У. Буш» достигла 6,2 миллиарда американских долларов, а американского авианосца нового поколения «Джеральд Р. Форд», сдача которого ВМС США намечена на 2015 год, оценивается уже в 8,1 миллиарда, не считая 2,4 миллиарда на научно-исследовательские и умело-конструкторские работы (НИОКР) при проектировании. Одновременно с этим цена «Варяга» при его достройки была бы по нынешним стоимостям порядка 3,5 миллиарда долларов.

Время продемонстрировало, что не обращая внимания на все трудности, с которыми покупался, а позже доставлялся «Варяг», игра стоила свеч. Китайцы – хорошие предприниматели. В то время, когда сейчас мы слышим удивленные возгласы: а из-за чего это внезапно китайцы вводят в строй отечественный авианосец, могу сообщить следующее: «Да вследствие того что они были значительно умнее».

– Как вводился в строй данный авианосец?

– В августе 2011 года корабль вышел на 7 дней на опробования. Китайские армейские сказали, что цель выхода – проверка основной энергетической установки (ГЭУ). Позже в декабре 2011-го и в 2012-м было выполнено еще пара выходов в море.

Первоначально предполагалось принять корабль на вооружение в конце 2012-го, но жизнь внесла коррективы. Принятие авианосца на вооружение произошло 25 сентября 2012 года на фоне ухудшения спора за территорию Пекина и Токио за острова Сенкаку (китайское наименование – Дяоюйдао), каковые Китай и япония вычисляют собственными. Быть может, досрочная передача авианосца военно-морским силам – политическое ответ, которое связано с этим конфликтом.

Помимо этого, авианосец был введен в строй незадолго до главного национального праздника Китая – годовщины образования КНР, которая отмечается 1 октября.

Для окончательного ввода в строй китайского авианосца «Ляонин» потребуется совершить полноценные опробования, а также ГЭУ на полном ходу, что образовывает около 30 узлов при суммарной мощности четырех турбин 200 тысяч лошадиных сил. Авианосец обязан идти на полном ходу как минимум несколько дней, и это очень непростая задача. У нас за этим строго следили военпреды.

При любой остановке корабля все необходимо было затевать сперва.

В CCCР на заводские ходовые и национальные опробования таких судов вместе с последующей ревизией механизмов, контрольным выходом и окончательной окраской в море уходил один год. Столько же уйдет и у Китая. Думаю, китайцы трезво оценивают обстановку, поскольку из морского ведомства Поднебесной приходят сообщения, что на приведение в полную боевую готовность авианосцу пригодится еще три года. Нельзя исключать, что «Ляонин» будет в итоге введен в строй как полноценный авианосец.

Никаких технических препятствий этому нет.

Поднебесная планирует до 2020 года создать до четырех авианосных ударных групп (АУГ), во главе каждой обязан пребывать один ударный авианосец. Флот сопровождения для АУГ уже строится.

– С какими трудностями столкнулся Китай при вводе в строй авианосца?

– Громадную сложность воображает ввод в строй ГЭУ и совокупности главного пара, трубопроводы которой трудятся под огромным давлением 64 кг/см2 при температуре 470 градусов по шкале Цельсия. Как мы знаем, что на отечественных судах не сильный звеном являлись котлы. Это сердце корабля так же, как на американских авианосцах ядерные реакторы.

Котлы КВГ-4, производящие по 115 тысячь киллограм пара высоких параметров в час, – неповторимые по своим чертям агрегаты, но одновременно с этим сверхсложные в обслуживании, требующие постоянного надзора за работой автоматики. Моряки с большим трудом с этим справлялись. По окончании схода с корабля заводской команды были случаи полного прекращения кораблем хода. Китайцы это знали.

До тех пор пока «Варяг» стоял в Даляне, они сняли один котел и отвезли его на завод в Харбин, где шепетильно изучили и совершили всесторонние опробования. В полной мере возможно, что они довели котлы до нужной кондиции и усовершенствовали автоматику. Но, опробования и предстоящая эксплуатация авианосца это продемонстрируют.

Россияне до сих пор так и не смогли это сделать, о чем свидетельствует срыв опробований индийского авианосца «Викрамадитья», что переоборудуется на северодвинском Севмаше из четвертого отечественного ТАВКР «Адмирал Горшков». По сообщениям из России, на этом корабле при развитии авианосцем полного хода вышли из строя семь котлов из восьми.

Громаднейшую трудность для китайских кораблестроителей воображает ввод в воздействие авиационно-технического комплекса корабля, в состав которого входят аэрофинишеры, совокупность оптической посадки, радиотехническая совокупность управления полетами, совокупность заправки авиакеросином, совокупность вертолётов и энергоснабжения самолётов, подъемники летательных аппаратов, газоотбойные щиты, устройства удержания самолета перед стартом при выходе двигателей на полные обороты. Нужна установка систем и оборудования с целью проведения регламентных работ авиационной техники и другое.

Наиболее значимыми на таком корабле, где хранится много огнеопасного авиакеросина, являются противопожарные совокупности. Необходимо обеспечить кроме этого надёжное хранение боезапаса и стремительную его доставку на полетную палубу из глубины авиационных погребов. По окончании решения этих задач Китай близко подойдет к созданию собственного авианосного флота.

– Каким должно было быть авиационное оружие этого корабля?

– «Варяг» создавался для базирования на нем истребителей Су-27К (Су-33), МиГ-29К и сверхзвукового многоцелевого истребителя вертикального/посадки и короткого взлёта Як-141. В то время, когда корабль строился в 1985–1991 годах, Су-27К и МиГ-29К превосходили по своим тактико-техническим элементам палубные истребители ВМС США F-14D «Томкэт» и F/A-18C «Хорнет». А Як-141 по большому счету обогнал американский самолет вертикальной посадки и короткого взлёта F-35B как минимум на 20 лет.

Як-141 совершил первые посадки на ТАКР «Адмирал Горшков» в первой половине 90-ых годов двадцатого века, а подобный самолет F-35B в Соединенных Штатах до сих пор не смогут принять на вооружение. Помимо этого, на корабле должны были размещаться самолеты наведения и радиолокационного дозора Як-44 РЛДН и целое семейство вертолетов компании «Камов» – противолодочные Ка-27, десантные Ка-29, спасательные Ка-27ПС и радиолокационного дозора Ка-31 РЛД. Всего на корабле должно базироваться 52 летательных аппарата.

– Из-за чего на «Адмирале Кузнецове» остались лишь истребители Су-33?

– Су-27К, взявший по окончании принятия на вооружение обозначение Су-33, и МиГ-29К – различные самолеты по своим возможностям. Первый находится в воздухе вдвое продолжительнее и берет больше боезапаса, чем МиГ-29К. Но он и дороже в 2,5 раза. Иначе, самолет МиГ-29К в полтора раза меньше по размерам, значит, их разместить на корабле возможно больше.

Помимо этого, МиГ-29К более маневренный в сражении и имел красивую радиоэлектронную совокупность управления оружием не только для ракет «воздух-воздух», но и для ракет «воздух-поверхность», другими словами имел возможность употребляться как штурмовик для наземных целей и уничтожения кораблей. Оба самолета хороши. Исходя из этого на «Варяге» планировалось размещение трех типов истребителей – Су-27К и МиГ-29К, дополнявших друг друга, и истребителя Як-141.

Строительство МиГ-29К и Як-141 прекратили из-за остановки финансирования при распаде СССР. на данный момент истребитель МиГ-29К возрожден для индийского авианосца «Викрамадитья». Непременно, и Як-141 будет пользуется спросом при восстановления российского авианосного флота, в частности он имел возможность бы быть использован уже в ближайшее время на вертолетоносцах типа «Мистраль».

– Сможет ли Китай обеспечить летательными аппаратами собственный новый авианосец?

– На базе самолета Су-27 на данный момент создается палубный истребитель, что будет отвечать самым современным требованиям. В 90-х годах XX века Китай приобрел в Российской Федерации партию сухопутных истребителей Су-27 и лицензию на их изготовление. Производство самолетов Су-27 (китайское обозначение J-11) организовано на авиационном заводе неподалеку от Харбина. Я видел J-11B на выставке в Харбине в 2006 году и на меня это произвело яркое впечатление.

Ни при каких обстоятельствах не имел возможности поразмыслить, что КНР в сжатые сроки сможет создать и освоить изготовление собственной версии одного из лучших отечественных истребителей. на данный момент на базе этого самолета Китай формирует палубный истребитель J-15, что по своим ТТХ будет напоминать российский истребитель Су-27К, быть может, и превосходить его. Так как со времени создания Су-27К прошло более 20 лет, а техника на месте не следует.

Необходимо подчернуть, что и Украина помогла Поднебесной, реализовав ей умелый экземпляр самолета Су-27К советских времен, пребывавший в Крыму на полигоне с комплексом НИТКА. Самолеты J-15 и составят базу авиационного крыла авианосца «Ляонин» и двух последующих судов, каковые строятся на данный момент. Второй и третий авианосцы, похожие на отечественные «Адмирал Варяг» и «Кузнецов», планируется сдать ВМС в 2015 и 2017 годах.

На этих судах будет базироваться и китайский вертолет дальнего радиолокационного дозора Z-8 AEW.

Дабы сделать полноценный авианосец, для управления корабельной авиацией и наведения ее на цели в обязательном порядке должен быть спроектирован и выстроен самолет наведения типа и радиолокационного дозора отечественного Як-44 РЛДН либо американского Е-2С/D «Хоукай». Это самая сложная задача для корабля, не имеющего катапульты, поскольку данный самолет сверхтяжелый. Мы в свое время так ее и не решили.

– Какие конкретно различия между пятым николаевским авианосцем «Адмирал Кузнецов», что на данный момент в составе Северного флота России, и шестым – «Варягом»?

– Авианосцы «Адмирал Варяг» и «Кузнецов» строились по одному проекту – 11435, но на последнем решили заменить РЛС дальнего обнаружения «Марс-Фрегат» и «Пассат-МА» на новый радиолокационный комплекс «Форум». В один момент было решено установить и новый комплекс радиоэлектронной борьбы ТК-146 – «Созвездие-БР» вместо подобного комплекса «Кантата-11435», установленного на «Адмирале Кузнецове».

Замена этих двух громадных радиоэлектронных совокупностей стала причиной трансформации конфигурации надстройки корабля и полной переделке более чем 140 помещений. Эту работу до конца 1991 года ЧСЗ успел выполнить. Исходя из этого «Адмирал Варяг» и «Кузнецов» имеют кое-какие архитектурные различия.

– В то время, когда было остановлено строительство «Варяга»?

– Строительство «Варяга» остановлено в начале 1992 года при готовности 67,7 процента, а готовность авиационного комплекса составляла порядка 80. На временном электроснабжении уже трудились лифты и авиационные подъёмники авиационного боезапаса, были смонтированы аэрофинишеры, совокупность авиакеросина, совокупность вертолётов и транспортировки самолётов в ангаре.

На корабле был окончен монтаж машинно-котельных отделений, а состояние энергетических отсеков разрешало принимать электропитание, затевать проворачивать механизмы и проводить швартовные опробования. Сдача корабля ВМФ планировалась в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Но в начале 1992-го закончилось финансирование строительства со стороны ВМФ России.

Корабль отбуксировали к новой причальной стенке, которую намерено выстроили для седьмого авианосца – ядерного «Ульяновска», поставили охрану и он остался в том месте на много лет в ожидании собственной участи. Приезжали большое количество клиентов, но самым настойчивым был Китай, которому и реализовали «Варяг». Продажа для того чтобы корабля – сверхсложный процесс, потому, что это военная продукция и в то время корабль содержал в себе большое количество тайной информации.

Необходимо было убедить правительство Украины, и Россию, что с корабля перед продажей будет снято все тайное оборудование.

– Какова история продажи «Варяга»?

– Это отдельная громадная тема, практически детектив. Лучше всех ее знает Иван Иосифович Винник, в прошлом основной строитель авианосцев, а в то время, когда продавался «Варяг» – помощник председателя совета директоров ЧСЗ. Он принимал китайские делегации, а позже много раз летал на «Варяг» в Далянь.

Цена авианосца как металлолома по мировым стоимостям была около пяти миллионов долларов. Китай заплатил, как я уже сказал, 20 миллионов и победил тендер. Но уже в то время было ясно, что корабль покупается не как металлолом либо казино, а как будущий авианосец.

– Какое участие принимал Черноморский завод в восстановлении корабля?

– «Варяг» прибыл в Далянь 3 марта 2002 года с тремя представителями ЧСЗ на борту, каковые сопровождали корабль целый период буксировки. В течение трех лет на корабле не выполнялось никаких работ. Шло тщательное изучение его конструкции и подготовка производства.

В апреле-мае 2005-го корабль прошел докование в сухом доке, подтвердив красивое состояние корпусной стали. Этому содействовали качественное лакокрасочное покрытие подводной части и меры, выполненные на Черноморском заводе по предотвращению электрохимической коррозии корпуса. На протяжении докования наружный борт был очищен и покрашен по полной схеме, использующейся в китайских ВМС. Все днищевые и примыкающие к бортам цистерны зачищены и загрунтованы.

Окрашены верхняя палуба и надстройка. Лакокрасочное покрытие цистерн питьевой воды, выполненное на ЧСЗ, выяснилось для того чтобы большого качества, что никаких дополнительных работ по его восстановлению не потребовалось. Не обращая внимания на то, что с момента завершения работ на корабле в первой половине 90-ых годов двадцатого века прошло 15 лет, большинство внутренних помещений имела таковой вид, словно бы их только что загрунтовали, и в новой покраске не было необходимости.

Доковый ремонт сделан основательно и скоро. Работа выполнялась круглосуточно, все бригады имели радиофицированное управление, а организация их действий на огромных подднищевых пространствах была безукоризненной.

Совершённое в октябре 2005 года «кренование» продемонстрировало, что наиболее значимая для корабля черта – остойчивость находится в норме. Китайцы показали, что смогут совладать со сложнейшим армейским кораблем, каковым есть авианосец. В доковании принимала участие маленькая группа из шести представителей Черноморского завода.

После этого доступ украинским экспертам на «Варяг» был закрыт и по окончании 2005 года они в том месте не оказались. Все работы Поднебесная делала самостоятельно. Корабль есть армейским объектом, а собственные секреты КНР хранит так же, как это мы делали в Советском Альянсе.

– Жалеете ли вы, что не смогли закончить строительство этого корабля?

– Само собой разумеется, мы жалеем, что не достроили «Варяг». Но в целом прекрасно, что авианосец не разрезан, как это случилось с «Ульяновском». В Китае находятся три отечественных авианесущих корабля – «Киев», «Варяг» и «Минск», и я доволен, что они не разделаны на металлолом, а демонстрируют успехи отечественного судостроения в годы его громаднейшего расцвета.

– Какие конкретно изюминки имеют авианосцы «Адмирал Варяг» и «Кузнецов» если сравнивать с американскими?

– Авианосцы США – суда более большого класса и располагают более замечательной авиационной группой, насчитывающей до 80 самолетов. Помимо этого, на них ядерная силовая установка, что снабжает им фактически неограниченный район плавания. На «Варяге» и «Кузнецове» устанавливался комплекс крылатых противокорабельных ракет (ПКР) «Гранит», талантливых поражать цели на расстоянии более чем 500 километров со скоростью М=2,5, другими словами более 3000 км/ч.

В 90-е годы это было американцы и грозное оружие его опасались, Но в целом размещение ракетного оружия на отечественных авианесущих судах снижало их возможности как авианосцев. Не было на отечественных авианосцах и катапульт для взлета самолетов, и это также ограничивало их возможности. Катапульты должны были установить на седьмом авианосце – ядерном «Ульяновске».

– С какими трудностями встретился ЧСЗ при постройке «Ульяновска»?

– Мы шли в создании авианосцев своим методом, и отечественные сверхнасыщенные оружием тяжелые авианесущие крейсеры, непременно, воображали угрозу для потенциального соперника и являлись предметом важного анализа со стороны армейских экспертов государств НАТО. Нам оставался лишь ход, дабы сделать эти суда ядерными. Всего остального на них было всласть.

Неспециализированная мощность четырехвальной ядерной энергетической установки достигла на «Ульяновске» 280 тысяч лошадиных сил (4х70 тысяч) – больше, чем на американских ядерных авианосцах типа «Нимиц», у которых мощность ядерной ГЭУ образовывает 260 тысяч лошадиных сил. В 1990–1991 годах ЧСЗ получил от фирм России корпуса реакторов, парогенераторов, трубные совокупности, насосы, фильтры и приступил к монтажу ядерной паропроизводящей установки.

Один блок успели сварить, второй собрали и подготовили под сварку. То, с какой легкостью шли работы по «Ульяновску» на Черноморском заводе, показывает, что мы готовьсяк созданию для того чтобы типа судов значительно раньше. На момент прекращения строительства на нулевом стапеле стоял практически готовый корпус «Ульяновска» с главными механизмами.

С созданием этого корабля мы выходили на уровень, достигнутый американскими кораблестроителями.

«Варяг» должны были передать флоту в первой половине 90-ых годов двадцатого века, а следующий – ядерный авианосец «Ульяновск» – в 1996-м. Черноморский завод подготовился к резке металла для второго ядерного авианосца проекта 11437 (заказа 108, до тех пор пока еще без наименования), что должны были заложить сразу после спуска «Ульяновска» в первой половине 90-ых годов двадцатого века.

Так, если бы были выполнены намечавшиеся замыслы строительства авианосцев с периодичностью сдачи флоту одного корабля каждые три года, то к 2010-му могли быть выстроены и переданы ВМФ ТАКР «Варяг» и пять ядерных авианосцев типа «Ульяновск». И еще три пребывали бы в постройке.

Наступившие во время перестройки социальный и экономический катаклизмы уничтожили эти замыслы. В случае если когда-либо нужно будет начинать сперва, то потребуется затратить много сил, средств и времени на достижение того технического и интеллектуального предела, на котором мы уже пребывали. Эксперты ведущих государств относят строительство и проектирование ядерных авианосцев к разряду неповторимых разработок, и мы такими разработками к концу 80-х годов XX века уже обладали.

– Как вы думаете, какие конкретно авианосцы будет строить Российская Федерация в будущем?

– Российская Федерация планирует возобновить строительство авианосцев с 2020 года. Снова начнут догонять, но сейчас уже и Китай. В российской прессе сообщается, что новый авианосец будет похож по размерам на сейчас действующий «Адмирал Кузнецов», но, само собой разумеется, выполненный на более большом уровне.

Проектированием судов для того чтобы класса занималось одно из наибольших отечественных конструкторских бюро – Невское ПКБ в Ленинграде, которое трудилось в постоянной и прочной связке с ЧСЗ в Николаеве в течении 70 лет. Все 20 лет со времени прекращения строительства авианесущих судов НПКБ продолжало их совершенствование и проектирование. Пологаю, что новый российский авианосец будет выстроен на техническом уровне самых лучших судов XXI века.

– Что возможно сообщить о предстоящей судьбе украинского кораблестроения?

– Состояние отрасли самым ярким образом зависит от сотрудничества с Россией. Южные судостроительные фабрики постоянно играли громадную роль в создании ВМФ царской России, а позже и СССР. Во времена СССР на Украине производилось около 40 процентов судов для ВМФ, не считая, само собой разумеется, ядерных подводных лодок, производство которых было сосредоточено в Российской Федерации.

На мой взор, России на данный момент не достаточно производственных мощностей для восстановления собственного ВМФ, тогда как на Украине семь громадных судостроительных фабрик. ЧСЗ в Николаеве – строитель линейных кораблей, крейсеров, авианосцев и подводных лодок – самый большой из них.

Николаевские судостроительные фабрики имеют громадный технический потенциал, а кадры для них готовятся тут же, в одном из отечественных лучших учебных заведений – Национальном университете кораблестроения имени адмирала Макарова, что с 1930 по 1994 год был известен как легендарный Николаевский кораблестроительный университет. Николаевские судостроительные фабрики исторически и технологически формировались для судов, насыщенных сложной бронетехникой.

Как раз в этом направлении они смогут наилучшим образом показать себя в будущем. Пологаю, что будущее отечественного кораблестроения – в тесном сотрудничестве с Россией.

Николай Новичков

Случайная запись:

АВИАНОСЕЦ ВАРЯГ СССР ГОД ПОСТРОЙКИ 1985 1988УКРАИНА ПРОДАЛА КИТАЮ ТЕПЕРЬ ЭТОЛЯОНИН КИТАЙЦЫ ВОСТА


Статьи по теме: