Китай — не помощник

Китай — не помощник

Поворот в сторону расширения всестороннего сотрудничества с КНР уже заявлен одним из русских политических и экономических приоритетов. Что поджидает нас на этом пути, «Огонек» выяснял у политолога и экономиста Владислава Иноземцева

— Владислав Леонидович, разворот во внешней политике России на восток, о котором так много говорят, вправду имеет место?

— Неприятность в том, что Российская Федерация развернулась лицом к Китаю не вследствие того что захотела сотрудничать с ним, а вследствие того что он был в поле ее зрения, в то время, когда та повернулась спиной к Западу. Если бы при таком развороте перед глазами выяснилось Зимбабве, дружили бы, возможно, с ним. Но географически сложилось так, что, появлявшись к Западу тылом, Российская Федерация наблюдает на Пекин.

Нынешняя власть идет методом Александра Невского: тот в тринадцатом веке боролся с тевтонскими рыцарями, деятельно насаждавшими католицизм, но наряду с этим приобретал ярлык на княжение в Орде и признавал себя подданным хана, куда более толерантного в отношении вероисповедания собственных вассалов. Владимир Владимирович Путин поворачивается спиной к Западу — США и ЕС, каковые учат его главенству закона, правам человека, однополым бракам,— всему, что ему глубоко неприятно, и собирается вести диалог с Китаем, не показывающим, как жить… Российская Федерация не то дабы «поднимается» под Пекин, а формирует коалицию, дабы ощущать себя более с уверенностью в противостоянии с Западом.

В действительности разворот во внешней политике России скорее лишь заявлен, чем де-факто состоялся. Запущенные процессы сработают только через какое-то реальные перемены и время проявятся вероятнее не через чур скоро.

— Но Пекин уже заговорил о том, что «мир испытывает недостаток в новом равновесии»…

— Легко пришло время, в то время, когда Пекин почувствовал силу, достаточную для аналогичных заявлений. Во второй половине 90-ых годов XX века количество экспорта Китая был меньше, чем у Бельгии, последние четыре года он наибольший экспортер в мире, а с 2013 года — еще и фаворит по количеству производства. Через 3-4 года это будет первая экономика мира, в случае если вычислять ВВП с учетом паритета платежеспособности валют.

Армейский бюджет у него — второй по окончании США. Вот вам и земля для твёрдой риторики… Еще в начале 1990-х американский политолог индийского происхождения Параг Ханна внес предложение по-новому посмотреть на современное мироустройство. Он поделил мир на три составляющие: государства «первого мира» — США, Китай и ЕС, страны «второго эшелона», талантливые сместить баланс сил, вступая с первыми в альянсы (Мексика, Япония, Российская Федерация, Бразилия, Индия, ЮАР и Турция), и периферийные — в полном смысле слова «третий мир».

В данной схеме страны «второго мира» — не меньше активные субъекты всемирный политики, чем «центры». Иными словами, Российская Федерация способна оказать влияние на равновесие сил в треугольника США — Китай — ЕС. Тем более что экономический центр мира сейчас и без того смещается в Азию: в случае если по окончании Второй мировой США имели 50 процентов от мировой экономики, то на данный момент — чуть больше 20.

— Выходит, «восточный путь» — верный вектор?

— Похоже, что власти России продешевили, самостоятельно придя к Китаю и предложив собственные услуги. Возможно было бы взять куда больше пользы от роли геостратегического балансира. Так как это лишь с обывательской точки зрения в регионе Тихого океана господствует Китай.

В действительности ВВП стран, имеющих выход к океану, делится на две практически равные части: на Азию, не считая Австралии, приходится приблизительно 48 процентов, на Южную и Северную Америки плюс Австралия — 46 процентов, еще около 5 процентов — Российская Федерация. Возможно было бы «задорого» реализовать собственный «дружеское» размещение любой из сторон.

— Дорого, это в то время, когда имеется спрос, но США, наверное, не заинтересованы в Российской Федерации с ее 5 процентами «тихоокеанского» ВВП.

— И по ту сторону Берингова пролива никто не застрахован от глупости: долголетнюю политику США по окончании распада СССР и до украинской неприятности прозорливой не назовешь. В Вашингтоне не смогли отделаться от наследия холодной войны и просчитать, что Российская Федерация для США на востоке, недалеко от Тихого океана,— естественный союзник, что имел возможность развивать собственные дальневосточные территории по примеру Аляски либо Канады.

Китай в этом смысле России не ассистент: у него в замыслах развитие его срединных земель, находящихся в зоне полупустыни и пустыни, а у России — Магадан и якутия. Да, США сделали глупость, дожимая прежнего неприятеля, и, думаю, о собственной недальновидности они когда-нибудь пожалеют, но уже по окончании того, как сегодняшний конфликт дойдет до ручки. Лично у меня мало сомнений в возможности новых масштабных боевых действий на востоке Украине, на каковые Запад ответит новыми санкциям… В общем, на ближайшие 8-10 лет Российская Федерация сломала отношения с Западом радикально.

— Выходит, Российская Федерация сама себе отрезала путь для политического лавирования?

— Последствия от сужения российского поля для маневров еще не все просчитаны. К сожалению, таковой финал — частично следствие безумной геополитической теории. Кое-кто во власти до сих пор мыслит категориями столетней давности, и альянс с Китаем только наполовину обусловлен экономическими причинами и обстоятельствами, вторая добрая половина — геостратегические цели. Средняя Азия — так же, как и прежде территория русских заинтересованностей, а раз так, то диалога с Китаем, главным в регионе, не избежать.

Но российское евразийство — оно выстроено в логике и на доводах эры Хэлфорда Маккиндера. Данный географ начала и британский историк XX века придумал такое понятие, как «хартлэнд» (срединная, стержневая почва) — континентальное пространство, которое не затрагивают неожиданные удары истории. Для Евразии хартлэндом были Урал, Западная Сибирь, Казахстан, Монголия и Синьцзян.

Господство над данной территорией, казалось англичанину, разрешало претендовать на мировое господство. Сто лет назад теория оправдывала себя, потому как неприятность безопасности была тесно увязана с недоступностью части территории для нападения. на данный момент все в противном случае: 68 процентов мировой экономики производится на территориях, отдаленных не более чем на 100 миль от океанского побережья.

Все, что в глубине континентов, в большинстве случаев, самые бедные страны. Экономической базой процветания, по Маккиндеру, были трансконтинентальные железные дороги, по которым тогда перевозилось 48 процентов грузов, сейчас этим методом перемещается только 15 процентов грузов в мире. В начале XXI века торговля стала в основном морская, и те же США разобрали более половины имевшихся у них железных дорог, в тои числе три из пяти веток, соединявших Атлантическое и Тихоокеанское побережья.

И на этом фоне Российская Федерация так же, как и прежде идет не к морям, а вглубь Азии, игнорируя все современные экономические тенденции. Для чего? С позиций экономики, эти территории — экономическая обуза.

— Одно из объяснений: дабы оставаться в числе фаворитов, атомного оружия мало, необходимы «территории влияния»…

— Все зависит от того, какая «территория». К примеру, Мексика — наибольший торговый партнер США, поставляющий в Штаты только на треть меньше товаров, чем Китай (на 285 миллиардов долларов в 2012 году против 418 миллиардов долларов). В Мексике трудятся корпорации США, и эта страна де-факто есть важным дополнением американской экономики. Европейский союз уже поглотил Восточную Европу и имеет налаженные торговые отношения с Турцией. Экономические пользы от сотрудничества и с первой, и со второй очевидны.

А что Российская Федерация желает от Средней Азии? Товарооборот между странами и нами Таможенного альянса фактически не растет. Экспорт из Казахстана в Россию за три квартала этого года упал на 18 процентов! И не страно: Казахстан и Россия — поставщики сырья. Нефть, уголь и металлы в общем экспорте России образовывает 77 процентов, а у Казахстана та же цифра по нефти, газу и урану дает 91 процент. В чем мы можем друг другу оказать помощь?

Кроме того в случае если Российская Федерация объединится с странами Средней Азии, Казахстаном и Белоруссией, суммарное ВВП окажется меньше бразильского.

— Но от сотрудничества с Китаем имеется польза?

— Российская Федерация — поставщик сырья. Таковой товар возможно реализовать кому угодно, была бы труба либо танкер. Второе кроме того лучше, по причине того, что дает мобильность в выборе клиента. Но Российская Федерация занимается экономическим мазохизмом, привязывая собственный нефтеэкспорт к трубам, целесообразнее было бы наладить морские перевозки. В общем, не требуется быть чьим-то союзником, дабы реализовать нефть.

Первый импортер нефти в Соединенных Штатах, к примеру, Канада, а на втором месте — Венесуэла. Но в Российской Федерации, по всей видимости, уверенны, что сырье направляться реализовывать лишь тем государствам, с которыми нет твёрдых разногласий. В этом ключе прекрасно бы задаться вопросом: выгодно ли реализовывать Китаю? Ответ: в случае если КНР дает цену, равную либо выше европейской либо американской,— да. Имеется такое? Нет.

Но, может, дело в том, что во всем мире отказались брать русского нефть? Также нет. Тогда я не вижу особенной экономической пользы от углубления сотрудничества с Китаем на данной ниве.

— К тому же Китай — угольная страна: 85 процентов его энергетики базируется на угле, а на газе — всего 2 процента…

— Китай собирается газифицироваться и от дополнительного газа не откажется. Перед саммитом АТЭС все предприятия в радиусе 150 километров от Пекина были остановлены на 15 дней до «даты икс», что и разрешило совершить саммит без привычного китайского смога. Так что газ им нужен, но задешево. Однако Российская Федерация 10 лет пробовала договориться с КНР о цене на газ.

На этот раз, наверное, договорилась, а вот продешевила либо нет, определим позднее.

— Может, за поставки сырья Российская Федерация рассчитывает взять технологическое либо иное сотрудничество?

— В 2009 году Медведев подписал с китайцами Протокол о приграничном экономическом сотрудничестве. По нему Российская Федерация разрабатывает (с некоей китайской помощью) месторождения нужных ископаемых, а китайцы строят на собственной территории предприятия. КНР — не ассистент в русском индустриализации. Китайцы интересуются лишь отечественным сырьем, готовы везти его к себе и трудиться с ним уже на собственной территории.

Промышленного развития российские восточные регионы от всего этого не возьмут, и вряд ли стоит ожидать из КНР важных инвестиций — не обожают они вкладываться в развитие чужих экономик.

— Значит, расчет на то, что китайские деньги заменят западные кредиты, не оправдан?

— Китай, в большинстве случаев, не дает взаймы — лишь под договора либо на развитие экономик, каковые он осуществляет контроль либо в которых заинтересован. Российская Федерация имела возможность бы получить от Пекина деньги на какие-то целевые задачи. Но китайцы не дали ни юаня, к примеру, на постройку газопровода из России в Китай, потому, что строительство решила вести Россия.

Они прекрасно привычны с отечественной спецификой: для чего им удорожание проекта минимум в 3 раза с последующим взлетом цен на газ? А давать деньги взаймы — нет традиции. Банковские кредиты вероятны, но под громадные, чем на Западе, проценты и уж точно не в таких количествах. Словом, перекредитоваться в Китае у российских госкорпораций и банков вряд ли окажется.

По большому счету же все инвестиции Китая за предел — от Боливии до Анголы — сделаны только в сырье. И в данной связи я снова не вижу пользы от сотрудничества с Китаем. Максимум, на что возможно рассчитывать,— на помощь в освоении ресурсов Сибири.

Да и то, в случае если повезет. А про индустрию, инфраструктуру и т.п. возможно совершенно верно забыть. Высокотехнологичным производством Китай будет заниматься на собственной территории. Китай — важный игрок, имеющий собственные интересы.

Если они совпадают с русскими — прекрасно, в случае если нет, то и сотрудничество закончится. Это не означает, что Пекин не интересует политика: не смотря на то, что КНР и не поддержал санкции против России, он и не одобрил того, что происходит в восточной части Украины.

— Говорят, китайские госслужащие наблюдают с неприязнью на русского совокупность, в которой так мало профессионализма…

— Вероятно. Лет десять назад мне довелось сказать с одним китайским партбоссом в Шанхае. Я задал нетактичный вопрос: кто придет на смену их фавориту, в случае если с тем произойдёт ЧП? Мне ответили, что совершенно верно неизвестно, но на смену таких человек пять либо шесть, другими словами у них пара лидеров, каковые прошли путь, разрешающий занять верховный пост,— это путь, на котором ежедневно приходится обосновывать эффективности и высшую степень профессионализма.

Иначе, открытого недовольства русском совокупностью власти я от китайцев ни при каких обстоятельствах не слышал. Но то, что Российская Федерация в глазах специалистов в геостратегических играх уже продешевила, без сомнений. Но, в случае если Российская Федерация примет решение развернуться снова, на этот раз спиной к Китаю, то утрат не будет — Пекин будет так же, как и прежде брать российские нефть и газ, в случае если к тому времени будет выстроена труба.

Китай медлительно меняет собственные подходы, просчитывает, осмысливает годами. Российская Федерация — иное дело. Сегодняшний разворот имеет ту же внутреннюю логику, что в свое время имел поворот от дружбы с США к партнерству с Европейским союзом.

Отыщем в памяти: по окончании 11 сентября Российская Федерация раскрыла объятия Вашингтону на земле борьбы с терроризмом, но партнеры рассорились в момент вхождения американских армий в Ирак, и не смотря на то, что стоимость бареля нефти вследствие этого без шуток выросли, Российская Федерация начала сдруживаться с Европейским союзом, приязнь к которому охладела в один момент с «померанцевой революцией». Сейчас вот следующая остановка — Китай. В случае если в этот самый момент власти России не отыщут понимания, кроме того сложно представить, к кому еще возможно пойти. Ходить всегда возможно лишь по кругу…

— Получается, Российская Федерация ищет любви, а не пользу?

— Я бы сообщил — познание и неспециализированную тему. С американцами это была борьба с терроризмом, с европейцами — сохранение прошлой теории суверенитета, с китайцами — новый баланс сил в интернациональной политике. Что дальше — не светло.

Но, в случае если направляться теории «центров силы», комплект уже исчерпан — по всем трем Российская Федерация уже прошлась. Ну, либо они по ней — это кому как приятнее.

Светлана Сухова

Случайная запись:

Пол килограмма чая из Китая и помощник для Aliexpress


Статьи по теме: