Китайцы получат право от никарагуа на строительство канала альтернативного панамскому

Китайцы получат право от никарагуа на строительство канала альтернативного панамскому

Правительство Никарагуа решило дать китайской компании 100-летнюю концессию на постройку трансконтинентального судоходного канала, информирует The Guardian. Проект ценой $40 млрд призван соперничать с Панамским каналом.

В пятницу 7 июня Национальная ассамблея обязана разглядеть два законопроекта, связанных со постройкой канала. Один из них регламентирует само строительство, второй предусматривает проведение экологической экспертизы: маршрут строительства, среди другого, пролегает через озеро Никарагуа — наибольшее в Центральной Америке. Еще в десятнадцатом веке идею трансконтинентального канала осуждали за ущерб, что неизбежно нанесет природе заполнение пресноводных озёр и рек морской водой.

Новый проект межокеанского канала был внесен в Национальную ассамблею Никарагуа в 2012 году. Предполагается, что канал будет иметь глубину в 22 метра, ширину в 20 метров и протяженность 286 километров. По нему смогут проходить суда грузоподъемностью до 250 млн кг — вдвое больше, чем по Панамскому каналу по окончании его расширения, которое должно завершиться к 2015 году.

Выступая перед новыми послами Бразилии, Канады, Швейцарии, Кувейта и Саудовской Аравии в прошлую среду президент Никарагуа Даниэль Ортега надеется, что их государства присоединятся к проекту. Он кроме этого дал обещание, что замысел строительства будет поменян, дабы не задействовать реку Сан Хуан — против ее применения протестовала Коста-Рика, граница с которой проходит по правому (южному) берегу реки. По новому проекту канал будет проходить немного севернее.

В один момент планируется выстроить параллельную нефтепровод и железную дорогу, и два аэропорта. Что касается источника финансирования, то, по утверждению главы Национальной ассамблеи Рене Нуньеса, забота о поиске инвесторов для этого проекта ляжет на китайскую компанию.

Прошлогодний проект предусматривал, что первый корабль пройдет по Никарагуанскому каналу через шесть лет, строительство всецело завершится в течение 10 лет, а государство будет иметь контрольный пакет акций предприятия. Изменились ли эти параметры, пока не известно. Кроме этого пока не именуется имя компании, которая возьмёт госконтракт.

Оппозиция желала бы, дабы ответ о постройке канала принималось при помощи референдума.

«Я не осознаю, к чему такая спешка. Это такой щекотливый вопрос, что его нужно обсудить с гражданами», — приводит слова участника Национальной ассамблеи Луиса Кальехаса Miami Herald.

Первые попытки проложить судоходный канал по территории Никарагуа относятся к началу XIX века. В 1825 году правительство тогдашней Федерации Центральной Америки предложило Соединенным Штатам поучаствовать в проекте в качестве инвестора. Государственному департаменту мысль понравилась, но Конгресс ее отклонил.

Во второй половине 40-ых годов девятнадцатого века американская личная строительная компания Accessory Transit Company вызвалась соорудить канал за 12 лет, и за это взяла контроль над сухопутным торговым маршрутом через перешеек Ривас (участок суши между озером и Тихим океаном Никарагуа, на котором при любом варианте маршрута строительства нужно рыть канал). Но строительство было прервано гражданской войной.

В первой половине 80-ых годов XIX века французы начали постройку канала в Панаме, но скоро предприятие обанкротилось и к 1890 году проект закинули. В 1897 и 1899 годах две особых комиссии советовали влияниям США заняться Никарагуанским каналом, но обе оговаривались: в случае если Франция согласится реализовать собственную панамскую стройку менее, чем за $40 млн, лучше обратить внимание на нее. Так и случилось: в 1904 году Соединенные Штаты приобрели проект в Панаме вместе с французским оборудованием и железной дорогой.

К 1914 году строительство Панамского канала завершилось.

В двадцатом веке о проекте Никарагуанского канала вспоминали пара раз. Соединенные Штаты примеривались к постройке в 1916, 1929 и 1939 годах.

Любой раз замыслы американцев сталкивались с сопротивлением Сальвадора, Гондураса и Коста-Рики — первые два были обеспокоены вероятным возникновением военной базы США вблизи их границ (это было вероятно благодаря соглашению Брайана — Чаморро 1916 года между Соединенными Штатами и Никарагуа), а интересы последней ущемлялись постройкой канала через реку Сан Хуан. Тем временем Панамский канал процветал под американским началом; территория около канала, практически, превратилась в анклав США. Но во второй половине 90-ых годов двадцатого века, в соответствии с изначальной договоренностью, Панамский канал перешел под контроль собственной страны.

К XXI веку ограничения, каковые накладывала конструкция Панамского канала, стали через чур очевидными. В 1960-х годах гражданские суда, через чур большие для навигации в канале, возможно было пересчитать по пальцам (предельно допустимый размер в судостроении принято именовать «вести войну», а превышающий его, соответственно, «пост-панамакс»).

На сегодня канал не может принять супертанкеры и многие большие контейнеровозы, исходя из этого в один момент с проектом модернизации показался последовательность других проектов. Среди другого, в 2004 году никарагуанское правительство реанимировало собственный проект канала — к неудовольствию соседей и экологов.

Альтернативами Панамскому каналу заинтересовался Пекин. Сначала власти Китая обратили внимание на Колумбию, с которой в 2011 году стали готовить совместный проект строительства 222-километровой трансконтинентальной железной дороги, которая бы соединила грузовые порты двух океанов. Тем временем, начиная с 2006 года, испано-итальяно-бельгийско-панамский консорциум занимается модернизацией Панамского канала.

К 2015 году будут оборудованы новые шлюзы и углублены судоходные дороги, что должно расширить допустимый тоннаж и пропускную способность отдельных судов. Проект оценивается в $5,25 млрд.

Согласно точки зрения начальника Центра политических изучений Университета Латинской Америки РАН Марины Чумаковой, реконструкция Панамского канала более перспективна.

«Разумнее вкладывать деньги в модернизацию Панамского канала, не говоря уже о том, что в том месте правительство более предсказуемое, чем искать что-то на этом «топком атлантическом бреге»», — пояснил специалист. Никарагуанско-китайский проект она вычисляет страшным: «То, что он экологически неприемлем, было известно еще четверть века назад. Все завязано на озеро, которое расположено через чур низко, и это может привести к весьма печальным последствиям».

Но, Чумакова считает, что настоящее строительство канала в Никарагуа маловероятно. «У китайцев, как мне известно, по большому счету нет экспертов по таким межокеанским сооружениям, а у никарагуанцев — тем более, исходя из этого все будет зависеть от транснационального капитала, что дать согласие принять в этом участие, — голландцы либо французы, к примеру. Но в действительности, это никому, не считая Китая, не требуется», – делает вывод специалист.

rusplt

Случайная запись:

\


Статьи по теме: