Почему ньютон не появился в китае

Почему ньютон не появился в китае

Импульсом для подготовки нижеследующего текста для меня послужила книга Андрея Ваганова «Дети Парацельса» (М., Издательство «НГ», 2011 г. – 189 с.). Просматривая ее, я ловил себя на мысли, что много раз упомянутые в ней великие имена британской и всемирный науки Исаак Ньютон, Джозеф Нидхэм и персонаж литературы фэнтези Гарри Поттер (им практически посвящены три из шести разделов книги, научно-художественных изучений автора) подтолкнули меня на размышления около упомянутых образов. Причем в тесной связи!

Соперник Гарри Поттера

Казалось бы, какая возможно связь между литературным образом Гарри Поттера и выдающимся эмбриологом истекшего столетия Джозефом Нидхэмом? Тем более – Гарри Поттера с «отцом» глобального тяготения Исааком Ньютоном, прославившимся более трех столетий тому назад.

без сомнений, что в начале нынешнего тысячелетия Гарри Поттер стал знаком интеллектуальных приключений современного подрастающего поколения. Более того, как отмечает Андрей Ваганов, ученые-антропологи, сделав анализ царапины на лбу Гарри Поттера, заключили, что данный «неизгладимый символ – метка храбреца, по ней определят Гарри Поттера окружающие». Кроме того, выясняется, что шрам Поттера владеет волшебными особенностями, он живет собственной судьбой, информируя обладателю о будущей опасности, подобно тому как последствия простых травм дают предупреждение нас о перемене погоды.

Но покинем отечественного литературного храбреца в покое, тем более только четверть века тому назад в научном мире той же Англии был его необычный прототип. Со всей серьезностью желаю заявить, что имя британского доктора наук Джозефа Нидхэма (1903–1995) среди ученого сообщества и всемирный общественности пользовалось во второй половине ХХ века такой же популярностью, как сейчас литературный персонаж Гарри Поттера.

Выдающийся ученый Джозеф Нидхэм, достигший поразительных удач в один момент в двух далеких друг от друга сферах науки, синологии и эмбриологии, опубликовал более чем 20 томов фундаментальных изучений по цивилизации Китая и истории науки. Они разошлись миллионными тиражами на многих языках мира, в первую очередь на британском и китайском, на долю которых в начале нынешнего тысячелетия приходится около 70% научных публикаций.

Ограничусь тут только перечислением наименований отдельных томов по отраслям науки этого фундаментального труда под неспециализированным заглавием Science and Civilization in China, вышедшего в 80-х годах прошлого столетия в Кембридже на британском и в Пекине и Тайбее на китайском языках (в общем итоге около 10 тысяч страниц!). Итак, три тома – по математике и по наукам о Земле; три тома – по физическим технологиям и физике; семь томов – по химическим технологиям и химии, включая ракеты и военную технологию; шесть томов – по биологическим технологиям и биологии и, наконец, два последних тома называющиеся The Social Background: General Conclusions and Reflections.

Небезынтересно, что кое-какие ученые обвиняли Нидхэма в марксистском подходе при анализе социально-экономической ситуации в китайском обществе, четко сформулированном именно в двух последних томах. Эти тома Дж. Нидхэм успел завершить к собственному 80-летию.

В двадцатом веке в сфере китаеведения прославились десятки выдающихся ученых: французы Е.Шаванн и П.Пиллио, Ф.Хиртц и В.Банг – немцы, отечественные академики В.М.Алексеев и С.Л.Тихвинский, британский доктор наук Э.Х.Паркер – лучший знаток древнекитайского языка и другие. Но по количеству отличной продукции Джозеф Нидхэм занимает, пожалуй, среди них первое место.

Цивилизационный подвиг

Тут прервем отечественное повествование и возвратимся к одному из очерков Андрея Ваганова, в частности к тому, что и дал наименование всей книге – «Дети Парацельса». Создатель говорит о легендарной сказке Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История древесной куклы», переведенной на русский язык еще в начале истекшего века аж с 480-го итальянского издания!

Наряду с этим он довольно часто перескакивает и на русский клон Пиноккио – Буратино.

Меня в этом эссе интересует второе – «незаменимое произведение» Джозефа Нидхэма «История эмбриологии», переведенное на русский язык 65 лет тому назад и ставшее настольной книгой для нескольких врачей и поколений студентов нашей страны. Строго говоря, кроме того не это, а второе: творческий подвиг Нидхэма перед цивилизацией.

Выпускник химического факультета известного Кембриджского университета, по окончании окончания которого в 1925 году, проработал около 15 лет в одной из научных лабораторий университета. Весьма не так долго осталось ждать он показал себя как выдающийся эмбриолог, защитив в возрасте 30 лет диссертацию . В том месте же взял профессорскую должность.

Словом, к началу Второй мировой Джозеф Нидхэм был известен как выдающийся эмбриолог с мировым именем.

Но… Крутой поворот в научной судьбе на 180 градусов – от эмбриологии к синологии, от биохимии к истории! Практически невиданный случай в истории науки ХХ века, в случае если учесть, что в обеих сферах он достиг гималайских высот научного познания.

В 2008 году в Англии вышла книга Симона Винчестера о докторе наук Дж.Нидхэме The Man Who loved China, которая мгновенно стала бестселлером – в мире распространена миллионными экземплярами – редчайший случай для научно-биографической книги! Как вычисляет сам создатель книги, в фундаментальных трудах Джозефа Нидхэма содержится полноценный ответ на с виду весьма несложный вопрос: что сделало Китай Китаем? Тут нужно хотя бы коротко поведать о биографии Нидхэма.

Путь двойной звезды

Джозеф Нидхэм появился в культурной шотландской семье: папа – доктор, мать – пианистка. Женился на сотруднике по научной работе Дороти Мойл, ставшей позднее участником Королевского научного общества, с которой он прожил около 65 лет. В 1928–1943 годах Нидхэм трудится профессором и преподавателем биохимии Кембриджского университета.

Тогда и показались его известные медико-философские трактаты: «Биолог-скептик», «Великая двойственность», «История на отечественной стороне», каковые вывели его как эмбриолога и биолога, писателя и философа в первые последовательности всемирный науки.

Во второй половине 30-ых годов XX века Джозеф Нидхэм познакомился с аспиранткой собственной жены, биохимиком из Нанкина Лу Гуй-чзян, ставшей его проводником в мир великой китайской культуры. Как подчеркивает Симон Винчестер, эта была необузданная платоническая любовь, овеянная привлекательностью и мощью китайской цивилизации и всего того, что касается Китая. Действительно, в конце судьбы (1989 год) она стала его женой.

В 40 лет Нидхэм начал изучать китайский разговорный и литературный язык у той же Лу, и весьма скоро его осенила идея, ставшая главным вопросом его жизни: из-за чего Ньютон показался не в Китае, а в Англии? Сразу после избрания в первой половине 40-ых годов двадцатого века в Королевское научное общество как большой биохимик он быстро поменял направление собственной научной деятельности: история цивилизации через призму истории Китая.

Заручившись правительственной «гарантией», как научный исследователь уехал в Китай. В тяжелые армейские годы, с 1942 по 1948-й, в то время, когда большая часть Китая пребывала под японской оккупацией, Дж.Нидхэм исколесил практически все провинции Поднебесной. Он создал и возглавил в том месте Китайско-английское общество по научному сотрудничеству.

Первые его научные отчеты, размещённые в 1944 году в Калькутте и позднее в Лондоне, прославилисьв научном сообществе Европы.

В Китае Нидхэм познакомился с большим ученым Ван Лином, что стал прекрасным соавтором многих его публикаций по истории китайской цивилизации. По возвращении в Кембридж (1948) Нидхэм полностью сосредоточился на синологии, не смотря на то, что еще четверть века – впредь до 1976 года – преподавал и биохимию, был ректором одного из Кембриджских колледжей.

Задуманный им в 40-х годах семитомник «цивилизация и Наука Китая» он начал издавать в первой половине 50-ых годов XX века, и до конца ХХ века тот превратился в целую серию из 24 объемных, богато иллюстрированных фолиантов, о чем я уже упоминал выше. Результат его фундаментальных изучений – Needham Research Institute (НИИ Нидхэма) с фундаментальной библиотекой по Восточной Азии и Китаю, руководителем и создателем которых он был много лет собственной жизни.

Китайский взор на мир

По оценкам британских и русских ученых, в базе исследовательской программы Нидхэма по китайской цивилизации лежит глубокое убеждение в том, что социально-экономическая эволюция общества обеспечила постепенный рост знаний о природе и возможностях ее осуществлять контроль. Наука является безотносительную сокровище, образуя общность идей прогресса, происходящих из различных культур. В конечном счете эта научная интеграция приближает человечество к лучшему состоянию его целостности и единства.

Нидхэм категорически отвергал противопоставление Востока Западу и в качестве довода этого тезиса подчеркивал, что арабская, индийская и китайская культуры отличаются друг от друга посильнее, чем европейская от некоторых из них. Необходимо брать все полезное от всех цивилизаций и мировых культур.

Хронология древнекитайских изобретений, по Нидхэму, выглядит следующим образом: подзорная труба – ХХII век до н.э; путеводная повозка с компасом – ХХI век до н.э.; рукописи – ХII век до н.э.; шелк – ХI век до н.э.; философия – VI век до н.э.; макароны – 490 год до н.э.; арбалеты, стремена – IV век до н.э.; палочки для еды – IV век до н.э.; каналы – III век до н.э.; железные деньги – I век до н.э.; бумага – 100 год н.э.; матрицы для ответа линейных уравнений – III век н.э.; стальное оружие и сталь – V век; Единый госэкзамен – VII век.; хомут – VII век; суда с колесными двигателями на людской тяге – IX век; книгопечатание – 868 год; печи для обжига фарфора – 1004 год; печатные бумажные деньги (банкноты) – 1024 год; чайная церемония – VIII век; порох – Х век; мелиорация – XI век; шлюзы – XI век; зубная щетка – 1498 год; роман – XVI век… Потом – застой…

Изучая успехи Китая в развитии правильных наук, в частности в физике и математике, Нидхэм доказал, что китайцы первыми в мире ввели десятичные дроби и пустую позицию для обозначения нуля, выстроили десятичную метрологию. В области физики в Китае громаднейшее развитие взяли оптика, теория и акустика магнетизма, тогда как в Европе при относительном развитии вторых отраслей физики и механики практически ничего не знали о магнитных явлениях. Китайцы во многом опережали Запад в дискретности теории и осмыслении непрерывности.

Но однако феодальный Китай начинает уступать феодальной Европе, которая скоро и умело подключается в мировую торговлю, что и выдвигает новые требования перед наукой.

Доктор наук Нидхэм четко сформулировал и теоретически обосновал собственный «великий вопрос»: из-за чего современная наука появилась не в Китае, а в Европе, не обращая внимания на то что в течение практически двух тысяч лет до научной революции и эпохи Возрождения XVI–XVII столетий Китай опережал Европу по всему спектру научно-технических достижений? Из-за чего к тому времени предстоящее развитие науки в Китае приостановилось? В чем основная обстоятельство?

Вот какое объяснение дает Нидхэм. Впредь до XV–XVII столетий Китай очень сильно опережал Европу в сфере научных открытий и познаний, по существу, по всем направлениям. И все за счет того, что в Китае была хорошая от средневековой Европы социально-экономическая совокупность, где отсутствовал военно-аристократический феодализм, образованный по наследственному принципу.

По окончании образования централизованной Китайской империи страна управлялась единым феодальным властителем – императором при помощи ненаследственной гражданской власти: учеными-бюрократами, прошедшими через совокупность Единых национальных экзаменов (ЕГЭ!), которых именовали шэнь-ши, другими словами ученые джентри. Они и содействовали формированию теоретической и прикладной науки. В этом – база развития прогресса в империи.

Кстати, Европа восприняла китайскую идею экзаменов на компетентность для административных должностей только в десятнадцатом веке.

Фундаментальные изучения Дж.Нидхэма убедительно показали огромные успехи китайской технологий и науки. Он кроме этого доказал, что социальное и экономическое устройство по сравнению со средневековой Европой отличалось во многих отношениях громадной рациональностью. Основной вывод Нидхэма содержится в следующем.

В течение 15 столетий отечественной эры китайская цивилизация умела применять знание природы для удовлетворения потребностей человека лучше, чем это получалось Западу, Европе.

Феномен Ренессанса

Одновременно с этим ни для кого не секрет, что развитие рынков порождает высокий уровень и рост технологий технологического развития. Эти задатки и перехватила Западная Европа в эру Ренессанса. В это время именно раздутое бюрократическое управление мандаринов Китая не было заинтересовано в развитии торговли в стране, и особенно в расширении торговли за пределами Поднебесной.

Так, подчеркивает Нидхэм, современная наука, появившись в Китае, как бы остановилась в собственном развитии из-за деградации сложившейся социально-экономической ситуации, в первую очередь управляющего страной бюрократического класса мандаринов.

Европа отправилась по пути развития интернациональной торговли в условиях новой зарождающейся капиталистической формации. Тогда и показалась Ньютона и механика Галилея и через пара столетий, уже на пороге не века, квантовая механика Эйнштейна и Планка, квантовая физика Бора и Резерфорда, Дирака и Абус Салама, ставших лауреатами Нобелевской премии вслед приятель за втором.

Пара слов о интернациональной публичной деятельности Джозефа Нидхэма и его заслугах. В начале 50-х годов прошлого века он деятельно трудился в составе Интернациональной научной рабочей группе, подтвердившей использование США биологического оружия в Северной Китай и Корея. В 1960–1970-х годах выступал против войны во Вьетнаме.

В 1970–1974 годах был президентом философии и истории Международного союза науки. Управлял созданный Тьером де Шарденом Центр будущего человечества и Ассоциацию рационалистической прессы.

Во второй половине 60-ых годов XX века Нидхэм взял медаль Дж.Сартона, в 1985 году – приз Дж.Бернала, в 1985 году – китайский орден Бриллиантовой Звезды, в первой половине 90-ых годов двадцатого века – серебряную медаль Альберта Эйнштейна от ЮНЕСКО. При его жизни китайцы поставили пара монументов Джозефу Нидхэму.

Юлдуз Нуриевич Халиуллин — кандидат экономических наук, настоящий член Интернациональной экономической академии Евразии

Случайная запись:

Расшифровка Ньютона.Сергей Салль


Статьи по теме: