Поняга, рюкзак и колесо

Поняга, рюкзак и колесо

Портфель бывалого туриста весит в большинстве случаев около сорока килограмм. Согласитесь, не просто пробираться с таким грузом по нехоженым тропам. Тем более, что практически у всех заплечных мешков имеется один неспециализированный недочёт — не легко нагруженные, они хорошо прилегают к пояснице, а из-за отсутствия вентиляции в этом месте одежда отсыревает.

Кроме дискомфорта это угрожает простудой как летом, так и зимний период. Приспособить за пояснице «неподъемный» портфель с пола либо почвы — целая неприятность: нужно или прибегать к помощи попутчиков, или изловчаться самому. Непросто и верно уложить в портфель вещи, распределив их так, дабы центр тяжести был как возможно ближе к пояснице и по высоте приходился на уровень лопаток и дабы не было жёстких углов.

В Сибири проводники и охотники еще в прежние времена пользовались понятой.

Такие же приспособления используются и по сей день, к примеру, в Якутии, Забайкалье. По словарю Даля, это «носилки из лучков на пояснице», а по описанию очевидцев — станок из широких реек (либо узких досок), к которому привязывают мешок с каким-либо грузом.

Для изготовления поняги берут крепкую доску длиной 500— 700, толщиной 230—300 и шириной около 20 мм. При обработке ее верхнего и нижнего краев по бокам оставляют выступы по 50 мм длиной.

После этого просверливают, прожигают либо пробивают пара отверстий, а также два в средней части: тут на ремешке постоянно подвешивают такие нужный в тайге топор. Мешок подвязывают, а ружье подвешивают сверху, цепляя ремнем за выступы доски.

На поняге возможно нести вещи любой формы, не рискуя намять пояснице. А вдруг сделать по этому же принципу портфель, то ноша, как утверждают бывалые туристы, станет легче.

Перекраивать ничего не потребуется: переделка сведется к постановке между грузом и спиной жёсткой прокладки, к примеру, из фанеры.

Обрежьте фанерный лист по размерам портфеля, просверлите по периметру отверстия и надежно прикрепите нитками к задней стенке. Возможно поступить и по-второму: пришить в портфеля дополнительный карман и в него вставлять фанеру — прокладка станет съемной.

И еще маленькое усовершенствованне: попытайтесь разрезать в самом низу правую лямку и вшить в это место замок из крючка и кольца (карабин). Сейчас и надеть портфель — не неприятность. Так же легко и скоро возможно в любую секунду скинуть его, разъединив карабин.

Забайкальская поняга

Станок:

1 — боковая стойка (дюралюминиевая труба O26,1.75(1, 2 шт.); 2— поперечина (дюралюминиевая труба O20, L450, 3 шт.); 3 — вертикальная опора (дюралюминиевая труба O10, L650, 2 шт.); 4 — «рог» усиления (дюралюминиевая труба O20,L520); 5 — бандажный пояс; 6 — ремень обвязки; 7 — шнуровка; 8 — полка (дюралюминиевая труба O26,L700)

Станковый портфель, вошедший в моду, та же поняга, лишь модернизированная. Прокладка (в этом случае станок) изготавливается из дюралюминиевых трубок, по возможности из титановых.

Они соединяются между собой сваркой, винтами либо заклепками. Боковые стойки выгибаются по профилю фигуры того туриста, что будет носить станок; поперечины кроме этого выгнуты, но наружу: вместе с двумя узкими опорными трубками они не дают возможности портфелю прикасаться к пояснице. К пояснице и лопаткам упруго прилегают широкие, прекрасно натянутые бандажные пояса. Шьют их в большинстве случаев из толстого брезента шириной 100 мм, а стягивают шнуровкой с одного края к правой стойке.

Лямки кроме этого брезентовые. Довольно часто их делают с прокладкой из поролона в. Причем в случае если верх зашивают около стоек в месте соединения с поперечиной, то снизу они имеют кожаные петли либо надежно пришитые железные кольца, которыми и надеваются на боковые стойки снизу.

Крепится мешок с поклажей к станку равно как и к поняге. Его четырьмя ремнями: два верхних затягивают его петлей, а два нижних, поддерживая, пропускают снизу и притягивают к станку.

Сейчас о главном — о размерах станка, каковые разрешают портфелю быть эргономичным. Умелые туристы уверены в том, что для дальних походов и тяжёлой поклажи станки должны быть строго личны, другими словами любой делается по фигуре. Так, ширина его равна ширине плеч, боковые стойки выступают над плечами на 20—50 мм, а оканчиваются на уровне тазобедренного сустава. Профиль изгиба стоек выбирается умелым методом посредством толстой проволоки.

Размещение поперечин кроме этого подчинено определенным законам: верхняя обязана пребывать на середине лопаток, средняя — на двух третях расстояния между ней и нижними финишами стоек (L); а отступя 50 мм от нижних финишей стоек, ставится еще одна. Помимо этого, изгиб поперечин нужен таковой, дабы они не поддерживалипрямую линию, соединяющую их (продемонстрировано пунктиром). Что же касается бандажных поясов, то они смогут быть передвинуты вверх-вниз так, как это будет комфортно.

Конструкция станка разрешает не так шепетильно, если сравнивать с простым портфелем, размещать и подгонять укладываемые вещи — его центр тяжести груза машинально находится в оптимальном положении. Кроме того, станок разрешает пользоваться мешками разной вместимости и габаритов, наряду с этим под ними возможно подвязывать спальники, скатанные палатки и другие громоздкие вещи.

В случае если еще к нижней поперечине добавить более изогнутую — полукруглую полку, то станет вероятным свободно переносить и такие тяжести, как, к примеру, лодочные моторы и многоместные надувные лодки.

Остается добавить, что при изготовления станка из дюралюминиевых трубок направляться придерживаться таких их диаметров: стойки — 26, поперечины — 20, вертикальные опоры — 10 мм.

Ориентировочные размеры станка для телосложения среднего и человека роста: неспециализированная высота — 750, ширина — 450, расстояние между верхней и нижней поперечиной — 450 мм. Масса всей конструкции 2—2,5 кг.

Ранец-тачка, либо портфель с колесом (а — в положении ранца, б— в положении тачки):

1 — каркас-рама; 2 — поперечина; 3 — проушина (2 шт.); 4 — ручка (2 шт.); 5 — обвязка ручки; 6 — наконечник ручки (2 шт.); 7 — гнезда ручек; 8 — опора (2 шт.); 9 — поясной ремень; 10 — плечевая лямка (2 шт.); 11 — гайка-барашек (2 шт.); 12 — колесо-дутик

В следствии применения таких портфелей труд туриста во многом облегчается. Но было бы значительно лучше, если бы груз не был за спиной, а… ехал. Что ж, возможно сделать и без того.

Лишь целый каркас — остов портфеля — будет железным, из трубок диаметром 10—15 мм. По сути дела, это уже ранец, обтянутый плотной тканью, скажем, брезентом. В то время, когда к нему додают ручки и колесо, заплечный мешок преобразовывается в тачку.

Для этого внизу каркаса-рамы с внешней стороны приваривают два отрезка труб, имеющих внутреннюю резьбу М12, — гнезда ручек. В простом ранцевом варианте будущие ручки длиной около 700 мм ввинчивают в эти гнезда сверху и дополняют в таком положении раму.

С другой, внутренней стороны имеются ножки-опоры: в колесном варианте тачка опирается ими на землю.

А в ранце — на карабинах за кольца пристегиваются к ним снизу лямки и поясной ремень, помимо этого, на ходу за них комфортно придерживать портфель руками.

В верхней части каркаса поставлена пара проушин, в них на гайках-барашках закрепляется ось колеса, в полной мере подходят ко мне «дутики» от детских велосипедов.

Сверху кроме этого карабинами к поперечине прикрепляются лямки, а дабы она не гнулась под тяжестью, лямки делают в этом месте двойными и цепляют дополнительно за трубки проушин.

Перевод ранца с плеч на колеса совершается практически за несколько мин.: отстегиваются лямки, вынимается из намерено сшитого наружного кармана и ставится на место колесо, ввинчиваются снизу в гнезда ручки, на финиши их натягиваются резиновые либо пластмассовые наконечники. Освободившиеся лямки туристы довольно часто применяют для помощи тачки, пристегивая их к каркасу и надевая за шею, дабы высвободить руки.

Преимущества тачки перед заплечным портфелем очевидны, а при хорошей дороге в полной мере оправдывают те дополнительные 3 кг, каковые включают массу каркаса, прочих деталей и колеса тачки.

В. ТАЛАНОВ

Случайная запись:

ПОНЯГА улучшенная или рюкзак охотников СЕВЕРА / the Seneca Pack Frame


Статьи по теме:

  • И рюкзак и авоська

    В случае если поинтересоваться у кого-либо, чем турист отличается от простого пешехода, то ответ, по всей видимости, будет несложен: портфелем. Вправду,…

  • Камбуз на колесах

    Путешественникам всех времён, в особенности на дальних маршрутах, причиняло много хлопот не только приготовление пищи в походных условиях, но и…

  • Определена десятка лучших «домов на колесах»

    Предпочитаете путешествовать на личном авто? В случае если пансионаты и отели вам не увлекательны, вы любите жить на природе и ежедневно останавливаться…