Василий кашин: санкции мимо цели

Василий кашин: санкции мимо цели

По мере развития украинского кризиса в конце 2013 – начале 2014 года наша страна вступила во время внешнеполитической конфронтации с США, что может продлиться неизвестно продолжительно. Появлявшись не в состоянии воспрепятствовать возвращению Крыма и столкнувшись с угрозой подрыва собственного интернационального авторитета, США приняли на вооружение политику постепенной изоляции и давления России.

Элементами таковой политики являются свертывание связей с российской федерацией в научно-технической сфере и оказание давления на другие страны с целью побудить их сократить сотрудничество с Москвой. Не обращая внимания на сохраняющуюся большую заинтересованность Европейского союза, и новых и японии индустриальных государств Азии вместе с Россией, зависимость от США в военно-политической сфере будет вести ко все большему ограничению их контактов с нами в сфере высоких разработок.

Сейчас не представляется вероятным точно угадать длительность проведения политики изоляции России, но нынешняя обстановка не дает никаких предлогов для оптимизма. Планирование должно строиться исходя из того, что санкции введены кроме того не на годы, а на десятилетия, подобно поправке Джексона – Веника.

Если судить по заявлениям представителей отечественного ОПК, практически случилось ужесточение существовавших и ранее неформальных ограничений на поставки в Россию отдельных типов промышленного оборудования. К примеру, Улан-Удэнский летный завод в первых числах Августа заявил о проблемах с получением заказанных в Германии точных металлообрабатывающих станков.

В публикациях американских внешнеполитических специалистов указывается, что по отдельным направлениям изоляция России может доводиться приблизительно до иранского уровня. Не смотря на то, что высокая вовлеченность нашей страны в мировую экономику и ее громадная роль во внешнеэкономических связях ЕС (третий торговый партнер) делает сценарий тотальных санкций маловероятным (его, но, нельзя исключать всецело), разумеется, что большие упрочнения Вашингтона будут направлены на обнаружение проектов и направлений сотрудничества, каковые имели возможность бы быть сорваны с максимально больным эффектом для РФ и при минимальных экономических утратах для США с их союзниками.

В отличие от многомиллиардного сотрудничества в сфере ТЭК и других сырьевых отраслей экспорт высоких технологий и оборудования в Российской Федерации дает Западу важные возможности для давления. Первыми под ударом окажутся предприятия русском оборонной индустрии. В будущем объектами санкций смогут стать и гражданские высокотехнологичные отрасли (к примеру авиастроение, электронная индустрия), тем более что в отечественных условиях они практически в любое время связаны тесной кооперацией с ОПК, а обычно входят в состав оборонно-промышленных корпораций.

Не смотря на Запад

Сейчас серьёзным трансформацией если сравнивать с временами холодной войны есть существование нескольких довольно замечательных передовых развития технологий и центров промышленности, свободных от США. Китай – наибольший подобный центр, вторая экономика мира, индустриальная держава, глобальный экспортер. Не имея возможности открыто поддержать присоединение Крыма из-за нежелательности создания прецедента для Тайваня, Пекин на протяжении кризиса однако много раз характеризовал нынешнее состояние двусторонних взаимоотношений как лучшее за всю историю, отвергал идею санкций и избегал любого осуждения русских действий.

В долговременной повышения роли обеспечения и китайской стратегии безопасности КНР в мире Российская Федерация играется ключевую роль. Между отечественными государствами отсутствуют важные политические несоответствия, а споры за территорию всецело улажены в начале 2000-х годов. Это формирует условия для стабильного развития экономических взаимоотношений. направляться подчернуть, что имеющаяся договорно-правовая база разрешает осуществлять двустороннюю торговлю в национальных валютах.

Это значит, обоюдные расчеты возможно вести не смотря на денежные санкции Запада.

Практика китайского ВТС с другими государствами говорит о том, что КНР с легкостью идет навстречу партнерам в передаче разработок, особенно тогда, в то время, когда они куплены либо каким-либо методом «позаимствованы» за границей.

К примеру, в 2012 году Китайская корпорация авиационной индустрии (AVIC) реализовала Аргентине лицензию на производство легкого вертолета Changhe Z-11, что со своей стороны являлся копией французского Eurocopter Ecureuil AS350. Наряду с этим Буэнос-Айресу было дана возможность экспорта таких автомобилей в другие страны Латинской Америки.

Большое количество лицензий на производство новейших китайских образцов – точные авиационные средства поражения, ракетно-артиллерийское оружие, противокорабельные ракеты, совокупности ПВО, противотанковые ракетные комплексы – было передано Пекином начиная с 90-х годов таким его партнерам, как Иран, Пакистан, Турция. Готовность КНР делиться разработками по чувствительным направлениям ОПК разрешает с оптимизмом наблюдать на возможности более широкого промышленного сотрудничества.

Стереотипы – в прошлом

Имеется последовательность стереотипов, каковые ограничивают интерес русских компаний к поиску партнеров в Китае в сфере высоких оборудования и технологий. В первую очередь обращается внимание на недостаточность фактически китайского инновационного потенциала, имитативный темперамент осуществляемых в Китае разработок, неуважение к правам интеллектуальной собственности, технологическое отставание от современного мирового уровня. Эти стереотипы во многом правдивы, в случае если сказать о китайской индустрии в целом.

Но ее масштабы так велики, а положение разных компаний и отраслей так отличается, что возможно отыскать много примеров, воображающих исключения из этих правил. Производство в Китае, напомним, в 2012 году составило 2,9 триллиона американских долларов, тогда как в Соединенных Штатах, второй промышленной державе мира, – 2,43 триллиона.

В Китае уже имеется много успешных высокотехнологичных компаний, осуществляющих независимые инновации на уровне государств-фаворитов или освоивших передовые западные разработки и действенно развивающих их. Набирает силу процесс возвращения в Китае ученых-соотечественников с долгим опытом работы в ведущих американских университетах. И китайские технические институты, такие как пекинский Цинхуа, становятся научными центрами мирового уровня.

Кроме того в тех случаях, в то время, когда личные инновационные ресурсы КНР ограниченны, страна имеет более много возможностей для доступа к западным разработкам, чем были у России кроме того в периоды довольно дружественных взаимоотношений с Западом. Не обращая внимания на введенное во второй половине 80-ых годов XX века США и Европейским союзом эмбарго на поставки продукции армейского назначения в Китае, огромные масштабы китайского рынка, ведущая роль страны в экономическом развитии, скоординированная промполитика разрешают получать от американских и патнер из Евросоюза больших по масштабам передач разработок. Показательный пример – постепенная локализация производства в Китае энергетических ядерных реакторов третьего поколения AP1000 компании Westinghouse electric.

При сохраняющихся кризисных явлениях в государствах Запада возможности КНР по получению доступа к созданным в том месте разработкам только возрастают. К этому направляться добавить наличие у Пекина огромных по своим масштабам работ научно-технической разведки в составе Министерств госбезопасности, информатизации и промышленности, и Генштаба Народно-освободительной армии Китая.

Похищение в 2009–2010 годах терабайтов тайных данных из корпоративных сетей компаний – участниц консорциума по созданию истребителя пятого поколения F-35 говорит о том, что Пекин в состоянии добывать самую чувствительную данные. Тесная интеграция китайских «гражданских» высокотехнологичных отраслей с индустрией Запада, его зависимость от китайского рынка дает КНР широчайший доступ к разработкам двойного назначения. Помешать этому не смогут никакие американские меры контроля.

Долговременные возможности развития китайского научного и производственного потенциала кроме этого хороши. Согласно данным Национального научного совета США, в 2011 году КНР стала третьей по количеству статей, помещенных в рецензируемых изданиях, по окончании США и ЕС. Тогда на КНР было нужно 11 процентов общего количества таких публикаций, а в 2013-м – уже 15 процентов.

От беспилотников до суперкомпьютеров

Возможно идентифицировать последовательность секторов индустрии КНР, сотрудничество с которыми хотя бы частично, а по некоторым направлениям всецело защитило отечественный ОПК и гражданские высокотехнологичные отрасли от уже введенных и ожидаемых в будущем масштабных санкций со стороны США и их союзников.

В частности, несомненный интерес имело возможность бы воображать сотрудничество в микроэлектронике. Как и Российская Федерация, в производстве элементной базы Китай технологически значительно отстаёт от США и других развитых государств. Однако благодаря масштабным вложениям в развитие собственной компонентной отрасли (в 2013 году заявлено о новых мерах помощи микроэлектронной индустрии на сумму пять млд дол) КНР если сравнивать с нами вырвалась по последовательности направлений вперед.

без сомнений, что в сфере производства и проектирования элементной базы Китай сталкивается со серьёзными трудностями и делаетопределенные закупки в Российской Федерации. Но масштабы электронной индустрии (количество рынка сырья для выпуска полупроводниковой продукции в Китае больше американского) и технический уровень лидирующих фирм говорят о том, что данное направление сотрудничества очень перспективно.

В следствии долгих целенаправленных упрочнений по реализации «Программы 863» (национального замысла развития перспективных разработок) Китай выдвинулся на передовые позиции в производстве и разработке суперкомпьютеров. Выстроенный Национальным университетом оборонных разработок суперкомпьютер Tianhe-2 на данный момент есть самым быстродействующим в мире.

Отдельного изучения заслуживают разведки и китайские системы наблюдения, и прицельные комплексы для бронетанковой техники. Имея налаженное производство коммерческих и военных тепловизоров, Пекин имел возможность бы заменить западных партнеров в поставке компонентов для русских тепловизионных прицелов. К примеру, начав осваивать это направление посредством французской Sagem, Китай достиг полной локализации выпуска прицелов для танков.

Модификации Type 99 и Type 96 оснащены устройствами собственного производства.

Китай – перспективный партнер в развитии беспилотной авиации. КНР занялась интенсивным развитием данного направления еще в 90-е и на данный момент владеет производством материалов, двигательных установок и полезной нагрузки, каковые имели возможность бы быть нужны русским изготовителям. В частности, в стране выпускается пара образцов малогабаритных радиолокационных станций для БЛА с большим весом нужной нагрузки до 100 килограммов.

Действуют центры по производству авиационных композитов, подведомственные AVIC и Китайской академии наук. AVIC кроме этого осуществляет контроль большую австрийскую компанию – изготовителя композиционных материалов FACC и американского производителя поршневых авиадвигателей Continental Motors, наряду с этим владея мощностями по выпуску подобной продукции в Китае.

На сегодня КНР в целом опережает РФ в развитии беспилотной техники, имея в серийном производстве разведывательно-ударный дрон, практически подобный американскому Predator (Yilong-1), и проводя летные опробования прототипов двух БЛА с пониженной радиолокационной заметностью (один из них – ударный) и стратегического примера, функционально близкого к Global Hawk. Так, изучение китайских конструкций и, быть может, ограниченные закупки в Китае беспилотных комплексов имели возможность бы воображать интерес для отечественной индустрии.

Не обращая внимания на то, что Пекин остаётсябольшим импортером западного технологического оборудования, огромные масштабы китайского станкостроения, громадное внимание, уделяемое данной отрасли, стали причиной стремительному прогрессу в качественном уровне автомобилей собственного изготовления. Китай есть наибольшим в мире производителем таковой продукции. Особенное внимание уделяется освоению разработок 3D-печати, производству и разработке современных испытательных стендов и другого оборудования.

Это только кое-какие из самые очевидных примеров вероятного применения потенциала китайской индустрии для смягчения последствий технологической блокады России со стороны Запада. Вопрос требует масштабного изучения. Возможно, для ответа на него было бы целесообразно создание совместной коммисии отечественного Минпромторга и информатизации и Министерства промышленности КНР.

Такая несколько, в которой были бы представлены наибольшие российские компании, имела возможность бы заняться изучением неиспользованного потенциала партнерства в индустриальных отраслях. направляться учитывать, что Китай кроме этого начинается в условиях неспешно ухудшающихся взаимоотношений с США, при действии уже упомянутых санкций, и введенного американским руководством запрета на сотрудничество в космической сфере.

В случае если мы займемся ускоренным развертыванием промышленной кооперации с КНР, не ждя новых волн санкций ЕС и США против РФ, у нас будет возможность согласовать более благоприятные условия взаимоотношений и увязать новые проекты с повышением закупок русском технической продукции китайской стороной.

Отдельные компании и отечественные ведомства уже берут в собственные руки инициативу в поиске других Западу промышленных партнеров. В частности, в августе в Москве при участии Роскосмоса компанией «Информационные спутниковые совокупности имени Решетнева» был совершён совместный семинар с представителями китайского ракетно-космического концерна CASIC. Изучались возможности масштабных замещающих закупок электронно-компонентной базы для космической техники.

Независимый поиск новых партнеров в Китае осуществляется и другими предприятиями обороной промышлености, и отдельными гражданскими промышленными компаниями.

Эти упрочнения приведут к долговременным итогам, потому, что установившиеся сейчас связи между российской и китайской индустрией сохранятся на долгий период по окончании завершения отмены и украинского кризиса западных санкций.

Василий Кашин,
специалист технологий анализа и Центра стратегий

Случайная запись:

США готовит новые санкции против России и Китая


Статьи по теме: