Китай хочет протянуть водопровод из байкала

Китай хочет протянуть водопровод из байкала

Выступление Владимира Бережных, участника Комитета по внешнеэкономической деятельности Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, позвало, бурную реакцию на расширенной сессии Академии неприятностей водохозяйственных наук. Он поведал об экономическом форуме в приграничном с Монголией китайском городе Эрляне, где принимали участие более 400 представителей этих двух России и стран. В том месте рассматривалось создание транспортно-экономического коридора сотрудничества трех государств.

Коридор проходит через фактически безводные районы. И юный глава горадминистрации Эрляня, Мэн Саньдун, озвучил и обосновал идею строительства водовода от Байкала длиной до 2 тыс. км с перебросом от 100 до 500 млн кубов байкальской воды в год, либо в среднем – от 3 до 15 кубов в секунду. Юный глава горадминистрации продемонстрировал, что водовод возможно проложен максимум за три года – «сейчас, в то время, когда организовано стратегическое сотрудничество между отечественными государствами, самым серьёзным товаром из России в Китай может стать как раз пресная вода».

Трубы Байкалу уже угрожали

Да уж… Президент России только что заверил: до Января этого года будет представлен замысел мероприятий для закрытия БЦБК, что уже не так долго осталось ждать пятьдесят лет сливает в Байкал собственные «условно очищенные стоки» – каков термин, а!.. Что ж, дай Всевышний, но пока начальники СССР, позже России приходили, уходили и рокировались, целлюлозно-бумажное бельмо на озере остаётся… Ещё не забыта угроза Байкалу от автострады экспортного нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, принятой и утверждённой на всех инстанциях вопреки не только экологическим ограничениям, но и экономическим соображениям, в то время, когда только протесты российской общественности и учёных вынудили лично президента убрать автостраду из водосборного бассейна Байкала.

Тут нелишне отыскать в памяти, что первый антитрубный протест – с письмами «вверх», с разгоняемыми демонстрациями – состоялся ещё во второй половине 80-ых годов XX века, в следствии чего ЦК КПСС отменил как ошибочный один из пунктов очередного распоряжения по Байкалу – о сооружении трубопровода для сброса в Иркут технологических стоков БЦБК.

На совещании Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал рассматривался проект ещё одной трубы, также связанной с Байкалом – прокладки экспортного газопровода от Ковыктинского месторождения в Китай напрямую по дну Байкала между бухтой Бугульдейка на иркутском берегу и посёлком Истомино в Республике Бурятии чуть южнее дельты Селенги. Это предложение Лимнологического университета СО РАН – конечно, авторы желали, как меньше — как лучше! – привело к ряду возражений, а также не только в связи с «попутной» угрозой Байкалу.

Выход метана в Байкал при разрыве подводной трубы – это нестрашно, местами интенсивное выделение метана за счёт естественных процессов идёт со дна озера неизменно. При входе в озеро и выходе из него труба, конечно, возможно закопана, а нарушенный ландшафт восстановлен, но в строительных работах с применением тяжёлой техники разовый ущерб в достаточно широкой полосе будет неизбежен – и растительности, и фауне.

На бурятском берегу в районе Истомино – заболоченная территория, где расположены Кабанский и Степнодворецкий резерваты – в том месте гнездилища птиц, «выпасы» рыбы… На данной подводной автостраде экстремально высок риск для самого газопровода из-за концентрации центров землетрясений магнитудой больше семи баллов. В этом замысле уж в случае если принимать подводный вариант, то с позиций морской геофизики (это вывод ведущего сейсмолога из Университета земной коры Кирилла Леви), то предпочтительной представляется линия Листвянка – Танхой: при минимальной ширине Байкала (по лоции – до 35 км) в том месте мельчайшая интенсивность сейсмических процессов.

Помимо этого, полосы обоих побережий в том месте индустриально освоены и сооружение входного и выходного «терминалов» газопровода будет связано с минимальным дополнительным искажением природного ландшафта и потребует мельчайших затрат. Но для принятия принципиального ответа о том, быть ли подводной прокладке газопровода, и в случае если да, то где и как, нужны целевые изучения экономистов (в рамках неспециализированного выбора автострады от Ковыкты), геологов, геофизиков, лимнологов, газовиков, трубопроводчиков. Но возвратимся к водопроводу.

Участники упомянутого совещания приняли идею откачки байкальской воды в штыки горячо и конкретно – при доводах типа: «для того чтобы не должно быть, по причине того, что для того чтобы не должно быть ни при каких обстоятельствах». Что ж, это ясно: многострадален отечественный Байкал, неприятности сохранения его неповторимого природного комплекса, хранилища двадцати процентов мировых запасов не просто пресной, но очень чистой воды не решаются – вопреки причислению к участкам Мирового природного наследия, вопреки законуо его охране, вопреки своду различных более неспециализированных и более конкретизированных правил и положений. А сейчас самую малость инженерной конкретики: так ли страшен водопроводный линия, как его малюют.

Водопровод в цифрах

Выше сообщено, что видимый предел подачи воды – 15 кубов в секунду. Это большое количество либо как? По полному показателю много.

Но вот сток Ангары из Байкала – до 2 тыс. кубов в секунду, другими словами речь заходит меньше чем об одном проценте среднего стока либо, что то же самое, притока. Получается, что с позиций баланса «приток-испарение-сток», это неразличимо, в особенности при учёте природной неравномерности годового прихода воды в озеро.

На упомянутом совещании совета по Байкалу академик Михаил Грачев, директор Лимнологического университета (высказывания Михаила Александровича в дискуссиях отличаются практическим отсутствием «ахов», наполнены конкретикой, подтвержденной оцифрованными фактами) высказался так: «Никакая труба неимеетвозможности забрать хоть какое количество-нибудь значимый количество воды из Байкала, но проект водовода вызывает большие сомнения ввиду технической сложности реализации». Нам, жителям и иркутянам Бурятии, необходимо иметь хотя бы неспециализированное представление о «прочих аспектах» и технической сложности реализации для того чтобы проекта, касающегося Байкала – это мировое достояние все-таки в первую очередь отечественное.

Забрав минимальный расход – 4 куба в секунду (нужно полагать, при реализации проекта начнут с минимума – для пробы), я совершил расчёты для труб диаметрами 1,2 и 1,4 м (это большие стандартные диаметры). Скорость воды в трубах оказалась, соответственно, 3,7 и 4,2 метра в секунду, время нахождения в пути длиной 2 тыс. км – 5,4 и 7 дней, нужная мощность для мегаватт – 240 и 186 перекачки, либо 36 и 28% от установленной мощности Иркутской ГЭС.

Выработка электричества Иркутской ГЭС уменьшится пропорционально уменьшению стока – это 0,2 процента (у следующих ступеней каскада – Братской, Усть-Илимской и сейчас еще – Богучанской того – и ГЭС меньше, потому, что Ангара по пути к ним пополняется притоками). Эти прикидки – пускай приблизительные, но легко контролируемые – говорят о том, что технических неприятностей тут в неспециализированном-то нет: дополнительную мощность возможно будет изыскать (к примеру, на Богучанской ГЭС, электричество которой до тех пор пока некуда девать…). Сейчас экономика.

На электричество будет необходимо главная часть эксплуатационных затрат, каковые при тарифе 1 руб./кВт.ч (тариф ниже 1 руб. – это лишь в Иркутскэнерго – к примеру, в Читаэнерго и Мосэнерго он больше 3 руб.) составят 40 и 31 руб. на 1 кубометр воды. Цена кубометра натуральной пресной питьевой воды на западном рынке достигла 2 евро, а опреснённой воды – 1 американского доллара, а это соответственно больше 80 и 30 руб. (при тарифе на воду из под крана в различных регионах России от 5 до 12 руб.). Так, с технико-экономической стороны водопровод Байкал-Китай не представляется абсурдным и бесприбыльным.

Остаётся «пустяковый вопрос»: каково будет уровень качества неповторимой, владеющей лечебными особенностями байкальской воды по окончании её недельного пути в трубы при постоянном турбулентном перемешивании? Вот на данный вопрос возможно взять надежный ответ только по окончании физического опыта в масштабе один к одному (другими словами, как говорят судмедэксперты – «вскрытие продемонстрирует»).

А сейчас – предложение заслуженного изобретателя России из города Королёва (к слову: это в том месте, где делают ракеты и довольно много чего ещё) В. А. Бобровского.

Рельсовый водопровод – это весьма интересно

Аналог предлагаемого ответа – наибольший в мире водовод Астрахань – Мангышлак (Казахстан) длиной 2175 км производительностью до 0,7 кубов в секунду волжской воды. Будучи изначально загрязнённой, вода очищается и доводится до питьевого качества конкретно на местах её потребления.

Но байкальская вода – продукт неповторимый, имеющий изначально особенную сокровище, интернациональный спрос на эту воду прямо-таки неограничен, но исходные особенности воды в озере не вернуть, исходя из этого её транспортировка согласно точки зрения В. А. Бобровского, «по некоему водоводу, проложенному в сторону Китая, это правонарушение. Так как же быть и что делать? Оставить идею, которая кроме того при самом поверхностном дискуссии сулит отечественной стране нешуточные доходы? Отнюдь нет.

Легко к данному высоко кондиционному продукту, каковым есть в конечном итоге байкальская вода, нужно и относиться как к стратегическому товару, к примеру, как к газу и нефти. А следовательно, и транспортировку её в сторону Поднебесной осуществлять посредством особых вагонов-цистерн, применяемых для питьевой воды… Отечественные расчёты говорят о том, что при важном коммерческом подходе (с привлечением стратегических инвесторов, среди них и со стороны Китая, непременно) уже к 7 году эксплуатации «водной» ЖД магистрали протяжённостью не меньше 1150 км возможно выйти на чистую прибыль инвесторов в 110-117 млрд руб. при ежегодной поставке байкальской воды на уровне 35-40 млн м3. Наряду с этим будет создана неповторимая транспортная инфраструктура в малейшем направлении с Северо-Запада на Юго-Восток… А это дорогого стоит!»

Возможно, трубопроводный транспорт байкальской воды как возобновляемого природного ресурса отвергать a priori – «держать и не пущать!» – не нужно, но и «ЖД водопровод» в полной мере заслуживает рассмотрения в рамках комплексного проекта создания названного экономического, очень стратегически ответственного трансграничного коридора. Ось коридора идёт по интенсивно функционировавшему в XVIII–XIX столетиях участку «шёлкового пути» из Китая через Кяхту.

В том месте была сооружена сейчас действующая Трансмонгольская железная дорога – при соответствующей реконструкции и целевом обустройстве данный рельсовый путь может послужить «заделом» для реализации варианта В. Бобровского. Более того: ЖД и трубопроводный варианты смогут сочетаться – по аналогии с транспортом нефти в цистернах по рельсам Транссиба и БАМ и по трубопроводам сперва из Башкирии до Ангарска, а сейчас – из Восточной Сибири до Тихого океана.

Александр КОШЕЛЕВ

Случайная запись:

Путин ,Китай — Байкал Наш ?


Статьи по теме: