Почему нам надо мириться с америкой
Двадцать лет назад, в начале 1990-х, архитектор китайских реформ Дэн Сяопин заявил: «Новая холодная война между Америкой и Китаем длится». Само собой разумеется, ни он, ни его последователи не имели в виду таковой конфронтации, какая имела место между США и СССР, но были уверены: различия в экономических интересах и политических моделях сделают неизбежным противостояние двух гигантов.
Это противостояние будет в ближайщее время лишь набирать силу — по двум обстоятельствам.
Во-первых, Китай все более с уверенностью чувствует себя в роли поднимающейся экономической и военной державы. Он «заваливает» Америку собственными товарами (экспорт в Соединенных Штатах в 2012 г. составил $319,4 млрд) и все посильнее привязывает ее к себе как должника (Китай — наибольший держатель долговых обязательств США: $1,73 трлн к концу 2012 г.). Его армейские затраты растут — по некоторым оценкам, в прошедшем сезоне они составили уже $106,4 млрд и стали вторыми в мире.
Китай ведет морскую экспансию; он завлекает союзников для «громадной игры» против японии и Индии и подготавливается к началу кампании по вытеснению США из Азиатско-Тихоокеанского региона (по крайней мере, так утверждает Генри Киссинджер в прошлогодней статье в Foreign Affairs). Данный курс, каким бы рискованным он ни представлялся, пекинские политики вычисляют оправданным, полагая, что нет ничего, что остановит Китай от превращения в экономику №1 в мире.
Во-вторых, Соединенные Штаты находятся на пороге громадных экономических и политических изменений. Не обращая внимания на кризис, их экономика начинает оживать. Более того: новые тренды в энергетической сфере смогут без шуток поменять глобальную обстановку. Рост добычи сланцевого газа в 30 раз за 12 снижение и лет цен на это горючее в 4 раза (до $145 за 1 тыс. куб. м) за период с 2008 по 2012 г. способны стать базой для возвращения в Соединенных Штатах энергоемких промышленных производств, выводившихся из страны с конца 1980-х годов.
Экономия на заработных платах работников в Китае не перевешивает польз от понижения энергетических издержек в Америке. И в случае если, как на данный момент говорят, США окажутся самодостаточными по газу в 2014-м, а по нефти — в 2017 г., они способны ослабить внимание к региону «Громадного Ближнего Востока» и переориентироваться на Тихий океан. Что станет в этом случае главным театром глобальной политики XXI века.
И никто еще не знает, кто будет играться главные роли в новых постановках на данной сцене, а кто будет занят только в подтанцовке.
Противостояние США и Китая, непременно, не станет соперничеством двух сверхдержав, как это бывало в XVIII либо XIX столетиях. Любая из сторон окажется фаворитом определенного блока — и в таковой ситуации обе стороны не смогут не обращать внимания на Россию, пускай и не такую сильную, как они, державу, но, непременно, важного игрока в мире.
Тут возможно отыскать в памяти геополитическую конструкцию, обрисованную американским автором Парагом Ханной, что в собственной книге «Второй мир» выделяет страны «первого эшелона», талантливые диктовать правила мирового развития (США, ЕС и Китай), и страны «второго эшелона», каковые сами по себе не станут мировыми центрами, но помощь которыми одного из игроков может выяснить его успех в конкуренции с другими. К таким государствам «второго мира» объективно относится и Российская Федерация, которая имела возможность бы стать серьёзным, кроме того критически ответственным игроком в раскладке тихоокеанского пасьянса.
Я исхожу из того, что упоение Азией, о «подъеме» которой говорят как о ответственном тренде современности, пара преждевременно. В случае если наблюдать на бассейн Тихого океана, то его азиатская часть сейчас снабжает примерно такой же количество экономики, как северо- и латиноамериканская.
В случае если кроме этого иметь в виду, что южная Корея и япония вряд ли выглядят союзниками Китая (что замечательно видно на примере ухудшения взаимоотношений из-за островов Сёнкаку), то Китай до тех пор пока вовсе не очевидный фаворит тихоокеанского мира. А Российская Федерация в таковой ситуации — страна, которая собственной ставкой на одного либо другого соперника может значительно изменить баланс сил в данной части мира.
Но чтобы в регионе началась вправду громадная игра, нужны две важные предпосылки.
Российская Федерация обязана отринуть настойчиво навязываемый ее нынешней политической элитой образ «осажденной крепости» и преодолеть негативное отношение к Америке, культивируемое на потребу ответа внутриполитических задач. Причем для этого вовсе не нужно в одночасье и громогласно признавать беспочвенность львиной доли собственных заявлений в адрес Вашингтона. Дабы сохранить лицо, градус напряжения возможно уменьшать неспешно, концентрируясь на нейтральной проблематике, вопросах сотрудничества, террористических угроз и разоружения, опережая публичную полемику настоящими предложениями о сотрудничестве на межправительственном уровне.
Со своей стороны Соединенным Штатам также стоит превзойти себя и попытаться заметить в Российской Федерации исторически и культурно близкого политического субъекта, чьей помощью нужно заручиться стратегически, действительно и на долгое время. Так как США и Российская Федерация — континентальные державы, практически в один момент утвердившиеся на берегах Тихого океана, имеющие схожие истории освоения пространств, выходящих к его акватории. И как раз в данной части мира сотрудничество отечественных государств смотрелось бы самоё естественным.
Важные политики в Америке уже начинают сказать о необходимости «новой перезагрузки» в отношениях с Россией, замечательно осознавая, что нас необходимо вовлекать во всевозможные формы диалога — начиная с переговоров о сокращении оружий до сотрудничества на Ближнем Востоке, по проблемам Ирана и КНДР. Да, таковой точки зрения придерживаются не все в Вашингтоне, но президент Обама и новый государственный секретарь Керри недвусмысленно заявляли о необходимости постоянного диалога с Москвой, не обращая внимания на целый негатив последнего времени: высылку USAID, выход из соглашения о борьбе с наркобизнесом, «закон Димы Яковлева» и постоянную антиамериканскую риторику.
И Москве не нужно делать вид, что в отношениях между нами существует только негатив, а связи с Китаем приносят нам одно наслаждение. Российская Федерация сейчас нужна Америке для громадной игры в Тихом океане — игры, из которой Китай (давайте начистоту) вряд ли выйдет победителем, — и в таковой ситуации было бы верно выступать с активных и, основное, прагматичных позиций.
Тем более что прагматизм заявлений управления России не находит подтверждений, когда речь идет о Китае, что ни при каких обстоятельствах и ни в чем нам не уступает, с удовольствием приобретая большие послабления от Москвы.
Чего стоит лишь замечательная по односторонности и своей доброжелательности передача в 2008 году Китайской Народной Республике 174 кв. км спорных территорий (острова Тарабаров и части острова Громадной Уссурийский). Тогда Москва пояснила собственные действия необходимостью окончательного разрешения территориального вопроса, тянущегося более чем 40 лет. Напомню, что в первой половине 90-ых годов двадцатого века Китаю отошел остров Даманский, в результате которого во второй половине 60-ых годов двадцатого века погибли 60 советских пограничников.
Но решения территориального вопроса с Китаем просто не бывает, и в 2012 году КНР пересмотрела собственную позицию уже по западной границе с российской федерацией, требуя дать 17 тыс. кв. км (1/2 территории Бельгии) Алтайского края.
Отношения России с Китаем, какими бы «стратегическими» они ни были, в экономике сводятся только к постоянному наращиванию китайского экспорта в Россию и все большему превращению нашей страны в сырьевой придаток КНР.
Так не следует ли нам воспользоваться моментом и вместо непрекращающейся игры в политические поддавки начать выстраивать отношения с Америкой, которой необходимы союзники в тихоокеанской игре? Так как оттуда, и из Японии, других стран и южной Кореи — союзниц США, смогут прийти в Россию куда куда и большие инвестиции более новые разработки, чем из Китая. Да и культурно-исторически западные государства нам намного ближе. Это вопрос, на что непременно нам нужно будет ответить.
Само собой разумеется, в случае если Российская Федерация желает быть значимым участником нового громадного противостояния, а не изгоем либо добычей того, кто выйдет в нем победителем.
Антон Барбашин
Случайная запись:
MILLION JAMOASI KONSERT DASTURI 2017 (FULL HD)
Статьи по теме:
-
Почему любой новый ресурс о китае обречен? аудитория /ii/
В прошедший раз мы разглядели главную проблему частных про-китайских сайтов Рунета – непременно у энтузиастов поднимается вопрос финансирования и оно…
-
Почему россия не теряет сибирь («open democracy», великобритания)
Чтобы выяснить кошмары страны, почитайте ее романы. Вот один из них – о России. На дворе 2028 год, и в стране наконец восстановлена монархия. Россию…
-
Почему у китая всё получилось, а у россии – нет
Американский экономист Туроу Лестер ещё в начале 1990-х предвещал Китаю взлёт, а России – падение и вечную роль поставщика сырья развитым государствам. В…