Серта — буддийский институт ларунг гар
В Восточном Тибете в маленьком и труднодоступном уезде Серта (тиб.: ???????? gser rta, кит.: ?? seda) находится самый большой в мире университет тибетского буддизма Ларунг Гар (тиб.: ??????????? bla rung sgar), что кроме этого известен как “Буддийский университет пяти наук” (кит.: ????? wu ming fo xue yuan). На данный момент тут проходят обучение тибетскому буддизму пара тысяч монахов.
В Ларунг Гар достаточно редко заезжают туристы, поскольку дорога достаточно тяжёлая и продолжительная, да и сам монастырь часто не редкость закрыт для чужестранцев. Мне посчастливилось попасть в эту “Чистую Почву” в одном из моих путешествий по Восточному Тибету.
Серта находится в префектуре Гардзи (????????????? dkar mdzes khul) китайской провинции Сычуань. Не обращая внимания на то, что большинство префектуры Гардзи относится к тибетской провинции Кхам, Серта так же, как и прежде считается территорией провинции Амдо. в течении многих столетий уезд Серта входил в состав амдосской префектуры Голок.
Тут и сейчас говорят на амдо диалекте тибетского языка.
В конце 19 века узнаваемый буддийский мастер Дуджом Лингпа выстроил маленькой ретритный центр. В первой половине 80-ых годов двадцатого века на месте этого центра кхенпо Джигме Пунцок основал настоящий университет Ларунг Гар. Не обращая внимания на то, что университет был достаточно практически уничтожен властями Китая, большая часть построек сохранились впредь до наших дней. В середине восьмидесятых в Ларунг Гаре проходило обучение примерно сто монахинь и тысяч монахов. На данный момент число учеников намного уменьшилось.
Я задавала вопросы у местных обитателей о числе монахов на сегодня, но правильной цифры никто назвать не смог. Говорят, что на данный момент в том месте проходят обучение около четырех либо пяти тысяч монахов и около двух тысяч монахинь. Кроме тибетцев, в Ларунг Гаре кроме этого обучается много китайских монахов тибетской традиции буддизма.
Большая часть из них проходит обучение вместе с тибетцами, исходя из этого китайским послушникам первоочередно нужно выучить тибетский язык.
Вид на дома монахов из окна колледжа
Мы с моим втором Вангденом ехали в Серту из Маниганго – мелкий тибетский город, располагающийся между Дерге (столица Кхама) и поселком Гардзи. В той местности публичный транспорт ходит очень не хорошо. Мы вышли на пыльную дорогу на окраине Маниганго и стали пытаться поймать хоть какую-нибудь машину. Попутных автомобилей проезжало мало, и ни в одной не было свободных мест для двоих. Но спустя час нам повезло, и мы договорились с водителем одной маршрутки.
От Маниганго до Гардзи около 85 километров, но мы ехали практически 6 часов. Дорога легко в страшном состоянии. Мы держались за сиденья, дабы не биться головой о стенки автомобили. Префектура Гардзи часто бывает закрыта для чужестранцев. Я нервничала, что меня в том направлении не разрешат войти. В этом случае нам было нужно бы поменять целый маршрут.
Мы желали проехать через Серту в Голок и оттуда добраться к себе в Синин, но если бы меня не разрешили войти в Гардзи, то нам было нужно бы либо возвращаться в Юйшу и ехать в Синин оттуда, либо ехать в Ченду и уже оттуда лететь на самолете в Синин. Этого весьма не хотелось. Я грезила наконец побывать в Ларунг Гаре, да и время уже поджимало – нужно было возвратиться в Синин как возможно скорее.
Подъезжая к центру Гардзи я надела шапку, солнцезащитные очки, повязку на лицо и обмоталась шарфов в надежде, что меня не увидит полиция. Когда маршрутка подъехала к автовокзалу города, и мы вышли из автомобиля, местный милицейский сходу меня запреметил, но, к нашему облегчению, ничего не сообщил. Я тихо выдохнула и сняла с себя шапку, поскольку в ней было довольно-таки жарко. На часах было около 2х часов дня. Мы пошли искать маршрутку до Серты.
И нам повезло опять – последняя маршрутка в Серту отправлялась ровно через час – в три часа дня. Мы загрузили портфели и пошли на завтрак вблизи автовокзала. Насытившись овощами c вареным рисом, настроение улучшилось, показались силы на предстоящую дорогу. В три часа, заняв собственные места в маршрутке, началось новое приключение. Расстояние в менее 100 километров от Гардзи до Серты мы преодолели за 7 часов.
Воображаете в каком состоянии была дорога?! Нам опять приходилось держаться за сидения, дабы не биться головой о стены автомобили. Нереально было ни попить воды из бутылки, ни что-то перекусить. Не обращая внимания на сильную тряску я наслаждалась пейзажами: множество скал и гор, частые леса, поразительно прекрасное небо при закате. За всю дорогу мы сделали лишь одну десятиминутную остановку на отдых.
Выйдя из автомобиля, мы заметили громадную свору грифов. Воздушное пространство был свежий, чувствовалась некая свобода и одновременно с этим усталость от таковой тяжелой дороги. Хотелось скорее добраться до какого-нибудь отеля и заснуть. Было около 10 вечера, в то время, когда мы наконец добрались до Серты. Один из пассажиров отечественной маршрутки был обладателем маленького отеля в Серте, где мы и остановились.
Самая громадная эйфория была не кровать с белыми отглаженными простынями, а тёплый душ! Нам наконец удалось помыться в первоначальный раз за целую семь дней. Пологаю, что не следует обрисовывать как это приятно снять с себя слои нечистой одежды и подняться под струи тёплой воды.
Монахи учат тексты, сидя в мелком дворике рядом с их домом
Утром выспавшиеся и отдохнувшие мы отправились в Ларунг Гар. От Серты до университета ехать около 15 километров вверх по дороге. Ходят и маршрутки, и такси. Добраться весьма легко. Но я опять волновалась, что меня не разрешат войти.
На въезде в Ларунг Гар довольно часто стоят полицийские и не пускают чужестранцев. Но сейчас их не было, и меня никто не останавил. Заехав в монастырь, первые 60 секунд стоишь и не веришь своим глазам: для того чтобы огромного города-монастыря я еще нигде не видела.
Кампус складывается из сотен монашеских домиков, застилающих пара склонов гор!
Домики монахов на одном из склонов в Ларунг Гаре
Ларунг Гар условно разделен на две части: женскую, где живут и обучаются монахини и мужскую. Ориентиром помогает проезжая дорога – все, что левее дороги – часть монахинь, все, что правее – монахов. В каждой из частей имеется собственный колледж. Ларунг Гар – это прежде всего буддийский университет, а не монастырь.
В тибетских монастырях в большинстве случаев большое количество различных комнат со статуями Будд, висящими на стенах тханками (буддийскими иконами), алтарями с множеством масляных лампад. Тогда как в Ларунг Гаре всего два религиозных объекта – два храма со священными изображениями Будд и бодхисаттв, каковые находятся на вершине склона. в течении дня и монахи, и миряне делают коры (ритуальные обходы) около основных храмов.
Сами храмы в течение дня закрыты, их открывают для визита где-то в 5-6 часов вечера. Главными заведениями являются два колледжа – мужской и женский.
Мужской колледж, перед входом – статуя Гаруды
Женский колледж
Основной храм со статуями Будд в.
Ларунг Гар есть наибольшим университетом тибетского буддизма, в котором так же, как и прежде возможно взять полное буддийское образование, базу которого составляют “пять громадных наук”: Философия буддизма, Логика, ремесла и Искусство, Медицина, Грамматика и «пять малых наук»: Синонимы, Математика и астрология, Театральное мастерство, Поэзия, Риторика. К необходимым предметам относятся философия логика и буддизма. Эти предметы изучают все монахи независимо от их принадлежности к той либо другой традиции.
Монахини собираются на ежедневные молитвы
Юная монахиня с хорошей тибетской книгой “печа” в руке
Вход в женский коллежд
Философские дебаты монахов в мужского колледжа
В Ларунг Гаре представлены все традиции тибетского буддизма. Пообщавшись с местными, мне показалось, что большая часть монахов традиций гелуг и ньингма. Но, может, легко мне попались монахини и монахи как раз этих традиций.
Китайская монахиня несет бутылки с растительным маслом
Женщина делает простирания перед главным храмом
У Ларунг Гара имеется громадное преимущество в сравнении с другими монастырями в Тибете – это то, что тут так же, как и прежде живут и дают учения пара тулку (ламы-перерожденцы). Местные монахи сообщили нам, что в Ларунг Гаре на данный момент живут более 10 лам-перерожденцев. Практически всех лам возможно посетить, а вдруг повезет, то и взять передачи и благословения на практики.
Написанная на стене мужского колледжа мандала Херуки – гневного божества, являющегося защитником в тибетском буддизме
Пожилой монах в собственном дворике
Весь день мы с Вангденом гуляли по улицам Ларунг Гара, общались с монахами, слушали молитвы и учения, следили за дебатами монахов. Больше всего поражает масштабность территории университета. Много домиков на нескольких склонах гор, расположенных практически близко друг к другу. Ближе к вечеру мы пошли на встречу с одним ламой.
Нам необходимо было добраться с одного финиша Ларунг Гара в второй. Не обращая внимания на то, что мы всегда переспрашивали как идти, все же мы ни раз заблудились в этих мелких и сходу однообразных улочках. Единственный шанс отыскать необходимый дом – положиться на интуицию! Представьте, что вам необходимо отыскать монаха, живущего в каком-то из этих домов:
Либо в одном из этих:
В зданиях нет канализации, исходя из этого всем монахам фактически каждый день приходится спускаться вниз к трубам с проточной водой, каковые находятся между женским и мужским колледжами. Полные ведра воды необходимо донести до собственного дома. Живущим на вершине склона монахам это сделать не так-то легко.
Монах несет ведра с водой на свою квартиру
Устройство для кипячения воды имеется на многих крышах домов. В определенные часы дня вода достаточно скоро закипает в чайнике под действием солнца. Тем самым экономится электричество.
Вид на равнину по другую сторону бугра
Буддийский университет Ларунг Гар – место, в которое хочется возвращаться опять и опять. Пребывав в том месте, чувствуется ясность и чистота. Появляется воодушевление на усердную практику и более глубокое изучение буддизма.
Об авторе.
Аня Ямщикова, родом из Москвы. Окончила Университет Практического Востоковедения, переехала жить в Китай. По окончании нескольких лет учебы в китайской магистратуре и путешествий по различным провинциям и китайским городам появилась в Тибете – в месте, которое стало ее вторым домом. На данный момент живет в городе Синин китайской провинции Цинхай (Амдо, Тибет).
ЖЖ автора.
Случайная запись:
Sertar nigu side/ Сертар Ларунг Гар женская половина
Статьи по теме:
-
Интервью с директором института конфуция двфу
Директор Университета Конфуция ДВФУ о методиках, каковые открывают возможность изучать достижения и язык одной из старейших цивилизаций отечественной…
-
Институты конфуция как пятая колонна
За хвост дракона не ухватишь Начну издали: основополагающую методику мастерства фэншуй, даосской практики символического освоения пространства, её…
-
Что искал владимир путин у буддийского оракула?
11 апреля, в 101 сутки 2013 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин без особенного видимого предлога посетил буддийский монастырь — Иволгинский…